Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Тая Юрьевна Чумакова, заместитель директора по УМР Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мулымской средней общеобразовательной школы», представила тему «Родительская общественность и цифровое образование: pro et contra».
Цифровые ресурсы в школе стали уже привычным явлением: учителя с их помощью оптимизируют рабочую нагрузку, а дети получают доступ к новым форматам обучения. Но некоторые родители по-прежнему относятся к цифре скептически. В сложившихся условиях каждое образовательное учреждение ставит перед собой задачу выяснить, какие меры наиболее эффективны для работы с родителями и как объяснить им необходимость цифровизации.
Для начала обратимся к нормативно-правовым источникам, регламентирующим цифровое образование в России. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации предусматривает право школ осуществлять реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В 2017 году министерством образования был утвержден порядок применения организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. С 1 сентября 2020 года минпросвещения России проводит в школах эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в рамках Федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование».
Цифровая образовательная среда школы включает в себя высокоскоростной интернет, обеспечение современным оборудованием, платформы с обучающим материалом и набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения.
Одним из таких интерактивных ресурсов является МЭО — платформа, которую можно использовать для общения, помогающая вести трансляции занятий и создавать чаты между учениками и учителем, собирать электронные портфолио со своими успехами.
При этом цифровая образовательная среда не подменяет собой живое общение с педагогом на уроках, а предоставляет новые инструменты и ресурсы. Это подчеркивает и министр просвещения России. С 2020 года стало очевидной необходимостью создание цифровой образовательной среды в школах. Но многие родители до сих пор обеспокоены процессом внедрения цифровых форм обучения. Задача же школы — объяснить, какую реальную пользу она может принести родителям и детям.
В своей школе мы разработали систему работы с родителями, которой сегодня хотим с вами поделиться. Работа с родителями в нашей школе построена по принципу pro et contra — «за и против». Это означает, что каждое сомнение родителей обрабатывается и на его основе выстраивается позитивный тезис.
Мы видим, как сегодня меняется мир, мы идем по пути цифровизации всех сфер жизни. Вместе с этим меняются не только школы, но и сам человек. Каждое образовательное учреждение должно помочь родителям сформировать цифровую грамотность не только у своего ребенка, но и у себя самого. Поэтому наша система pro et contra обязательно продолжит работать в этом направлении.
Ирина Николаевна Гусева, учитель МОУ «Русской православной классической гимназии имени преподобного Сергия Радонежского» г. Саратова представила тему «Кофе на вершине Эвереста с МЭО».
Самые частые вопросы, которые мы слышим от родителей: какая польза нашим детям от работы на образовательных платформах? как теория и практика, представленные в цифровой среде, сочетаются с учебной программой? не вредно ли это для здоровья детей?
Ответ на все эти вопросы звучит просто: во-первых, работать с цифровой образовательной средой, в частности с «МЭО Школа», — это продуктивно. Во-вторых, это результативно. И в-третьих, это интересно! И сейчас мы это попробуем доказать.
Начинать проводить такую работу с родителями важно именно с 5-го класса. Пятиклассников нужно в первую очередь не только заинтересовать предметом, но и научить использовать предметные знания на практике. Такой подход соответствует функциональной грамотности. В 5-м классе дети еще нуждаются в помощи родителей при подготовке домашнего задания. Поэтому моя
основная задача — привлечь родителей к тому, чтобы они помогали своим детям эти задания выполнять, а интересных заданий, представленных на платформе «МЭО Школа», действительно много.
Для примера возьмем тему по всеобщей истории для 5-го класса. В самом первом уроке, посвященном изучению Древнего Египта, представлена потрясающая возможность, когда ребенок вместе с родителями может посмотреть мультфильмы. Или, например, поработать в интерактиве, познакомиться с внутренним устройством дворца или какого-то жилого помещения, в котором жили египтяне. А при изучении темы «Древний Китай» всегда интересно выполнить такое задание: детям предлагается побыть сотрудником туристического агентства и с помощью родителей они должны заполнить определенную таблицу с составлением маршрута, чтобы туристы были заинтересованы в этом маршруте и чтобы у них полностью сложилось представление об этой стране.
А вот пример из географии. При изучении темы «Ориентирование. Компас и азимут. Ориентирование по плану и карте» есть задание, построенное по принципу интерактива, где ты являешься водителем автомобиля и пока едешь, изучаешь местность. Папы с удовольствием выполняют это задание вместе не только со своими сыновьями, но и с дочками.
Я всегда даю домашнее задание, в котором прошу ребят побыть в роли учителя у своих родителей и составить рисунок по сторонам горизонта, выполняя шаги по клеткам. Дети себя чувствуют в роли педагога, а родителям интересно вспомнить свои школьные знания. Это действительно увлекательно. Дети ставят оценки родителям, и потом приносят и показывают, какие рисунки у них получились.
Не менее интересным является задание, опять же, из курса географии 5-го класса «Условные знаки». Задание более чем актуальное, потому что оно составлено по принципу мультфильма «Алёша Попович и Тугарин змей», и родители, которые также смотрели этот мультфильм, с большим удовольствием помогают детям выполнить его.
Платформа «МЭО Школа» содержит колоссальное количество заданий, где родители могут вспомнить, обновить свои знания и помочь ребенку. Тем самым они уже напрямую вовлечены в процесс подготовки домашнего задания. Самыми ценными для меня как для педагога являются задания, которые направлены на взаимодействие ребенка и родителя уже внутри семьи. Вот одно такое задание из курса обществознания: Как вы думаете, что означает выражение «получить ключи от счастья»? Это частичка семейного воспитания, которая всегда будет актуальна, и каждый ребенок старается проявить свои знания, показать их как можно лучше. С помощью родителей это всегда получается наиболее эффективно.
Наша задача — чтобы ребенок в образовательной области достигал самых высоких результатов, и тогда он будет счастлив подобно альпинисту, покорившему самую высокую вершину Эвереста. И пусть на вершине Эвереста невозможно сварить макароны, зато там можно приготовить кофе лучше, чем у его подножия. Догадываетесь, почему? Причина в атмосферном давлении. Дело
в том, что на вершине горы давление существенно меньше, чем у ее подножия, а давление сказывается на температуре кипения воды, то есть чем выше, тем температура ниже. На Эвересте вода закипает уже при температуре +73 градуса, тогда как нормальные условия кипения — это +100 градусов. И, соответственно, кофе, приготовленный на вершине горы, получается ароматнее и лучше именно потому, что вода в нем закипает при более низкой температуре.
Так и с цифровыми технологиями в школе: может быть, родителям не стоит так часто варить пресловутые макароны и повышать градус кипения, делая домашнюю работу, помогая своим детям, может быть, нужно использовать то, что является наиболее оптимальным, приспособиться к тем условиям, которые дадут более значимый результат. Такой результат, к которому стремятся и родители, и дети, и педагоги — это повышение качества знаний наших учеников.
Я рекомендую использовать платформу МЭО для достижения высоких результатов.
Лариса Валентиновна Меркулова, учитель математики, выступила с темой «Цифровая образовательная среда МЭО: своевременная помощь современным родителям».
Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в современном обществе. Вот список личностных качеств и навыков, которые необходимы человеку для успешного функционирования в современном обществе, и которые будут необходимы ребенку, независимо от сферы, в которой он будет работать.
Что необходимо для успешного функционирования в современном обществе | |
Личностные качества | Мотивация, адаптивность, гибкость, настойчивость в достижении целей |
Самоорганизация | Способность ставить цели и планировать их достижение |
Коммуникативные навыки | Коммуникация и межкультурное взаимодействие |
Командная работа и межличностное взаимодействие | Кооперация и лидерские качества |
Когнитивные навыки | Системное и критическое мышление |
Навыки проектной и исследовательской деятельности | Умение создавать и осуществлять проекты |
Современное образование стоит на четырех УУД:
Современное образование отличается от традиционного:
Именно на этих принципах построена система МЭО: каждое занятие начинается с задания, а каждый интернет-урок — с ключевого вопроса.
«Зачем это нужно?», — задает вопрос родитель, когда учитель просит зарегистрировать ребенка в цифровой образовательной среде. Педагог должен четко ответить на этот вопрос. Сделать это можно на родительском собрании или при индивидуальном общении.
«Родителям необходимо рассказать о том, что МЭО — это защищенная информационная образовательная среда с возможностью сетевого обучения и развития. Это возможность обучения по индивидуальному учебному плану, собственному образовательному маршруту, с учетом образовательных запросов и потребностей каждого ребенка. За счет разнообразных интерактивных форм представлений учебного материала и использования компьютеров или планшетов повысится мотивация ребенка. МЭО — это среда для самообучения мотивированных детей, возможность самостоятельного определения целевого уровня знаний по предмету за счет многообразия разноуровневого содержания».
В МЭО есть возможность возвращения к изученным темам, повторения, самопроверки или углубления материала с привлечением учителя или без него.
Цифровая образовательная среда МЭО — это помощник родителей и мониторинг успешности ребенка. А в случае необходимости — коррекция его знаний или помощь при освоении учебного материала, а также возможность анализа успехов и контроля успеваемости.
Для использования МЭО достаточно иметь одно устройство с браузером и доступом в интернет, персональные логин и пароль для авторизации в системе. Никаких дополнительных установок, специальных программ не требуется.
Родителям можно показать, каким образом МЭО способствует формированию и развитию функциональной грамотности. В качестве примера выберем: библиотеки курсов / предмет математика / класс 5 / занятие 14 / интернет-урок 2: Диаграмма. Ключевой вопрос интернет-урока — как можно представить распорядок вашего дня удобным и наглядным способом, не используя текст? Вопрос содержит теоретические сведения по теме, интернет-урок начинается с повторения темы. Для изучения нового материала можно использовать меню / словарь / это интересно / тренируемся.
При выполнении заданий на чтение диаграмм ученик может проверить себя и при необходимости решить задачу еще раз. Видеоролик помогает научиться строить линейные диаграммы, при этом используется материал из биологии про продолжительность жизни животных.
В видеоролике о построении круговой диаграммы дается информация о режиме питания школьников, затем ребенок самостоятельно формулирует алгоритм построения круговой диаграммы. Подведение итогов происходит с помощью плашек, повернув которые, ребенок видит правильный ответ на заданный вопрос, что очень удобно для самопроверки. В конце урока мы получаем ответ на ключевой вопрос. Выполненные задания можно отправить учителю на проверку. Для закрепления темы можно использовать тесты, представленные в трех вариантах.
Марина Викторовна Москалева, заместитель директора по воспитательной работе МОУ Садовской СОШ Тамбовского муниципального округа Амурской области, выступила с темой «Беспокойство родителей. Как его определить, и что за этим следует».
Сегодня я хочу показать реальную действительность российской глубинки. Как бы там ни было, но поведение родителей учеников моей школы полностью оправдано. Изменить привычки человека невозможно и весь уклад его жизни, особенно трудовой, никак не позволяет ему это сделать. Человек прожил жизнь, накопил свой опыт и живет им. Это останется с ним до конца, этот опыт помогает ему ориентироваться в жизни, в работе, чтобы иметь средства на содержание семьи.
Жизнь наших родителей, предыдущих поколений не менялась так стремительно, как сегодня меняется наша жизнь. Оплата коммунальных услуг, топлива, средств связи выросла, и, самое абсурдное, что нагрузка на человека увеличивается, а доход остается на том же уровне.
Тем временем, сознание наших детей ориентировано уже совершенно по-другому, они живут в том мире, который мы себе в молодости даже представить не могли. Думаю, мы неправильно понимаем родителей. В них нет суеверного страха перед компьютером, перед цифровизацией, но есть обыкновенная растерянность. Мы действительно не знаем, как помочь ребенку учиться, какие приложить усилия, чтобы его труды не прошли впустую.
Изменилась логистика в понимании сути вещей. Как только взрослые поймут, в чем выгода цифровизации для детей, они смогут представить себе, какие навыки нужно развивать у своего ребенка. Кстати, родители понимают цифровизацию правильно, но однобоко — они неосознанно для себя воспринимают компьютер не как источник информации, а как нечто, собирающее их личные данные, которыми могут воспользоваться мошенники в своих целях. Но все имеет две стороны медали.
Мой опыт показывает, что максимальный результат дает разговор лицом к лицу с родителями. Коммуникация налаживается через групповые и личные чаты. А традиционные родительские собрания являются неким дополнением к цифровым средствам связи.
Работа с родителями привела к тому, что они уже не так боятся интернета и стали меньше обвинять телефоны в плохом воспитании детей и дурном влиянии.
Без единомыслия в неизбежности цифровизации образования работа с родителями совершенно неэффективна. В нашем регионе мне помогла государственная политика. Мы работаем с АИС «Навигатор» уже в течение трех лет. Эта платформа помогла объяснить педагогам, что необходимо соблюдать алгоритм работы с цифровой средой.
У нас в Амурской области хорошим примером работы с цифровой образовательной средой для родителей стали краткосрочные дистанционные курсы по английскому языку. Это программа дополнительного образования. Ребята из разных школ нашего муниципального округа записываются на эти программы. Мы работаем с использованием контента МЭО. Не секрет, что в школах порой царит атмосфера предвзятости и к сельским людям, и к их детям. Цифровая образовательная среда МЭО помогает преодолеть эту необъективность.
Ещё не с нами?
Зарегистрируйтесь — это займёт всего пару минут. Получите бесплатный доступ к файлам для скачивания, возможность присоединиться к вебинарам, пройти квалификационные и развлекательные тесты и поучаствовать в конкурсах профессионального мастерства.
Добро пожаловать!