Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Содержание статьи
Главное назначение образовательной ПДО заключается в мотивированном обоснованном содержании воспитательного процесса в ДОУ. Выбор программы зависит от особенностей конкретной детской образовательной организации.
К основным задачам всех видов программ дошкольного образования следует отнести:
Все образовательные программы дошкольного образования разрабатывает и утверждает организация, ответственная за воспитательный процесс. При этом она основывается на ФГОС ДО.
Содержание и предполагаемые результаты образовательных программ должны соответствовать основным принципам ФОП ДО. Это требование обусловлено частью 6.1. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ.
Современное дошкольное образование должно быть комплексным и вариативным. В связи с этим на педагогический коллектив ДОУ возлагается серьезная ответственность за выбор, разработку и реализацию программы.
Содержание организационно-педагогических условий, которые способствуют достижению высокой эффективности работы с детьми, определяет качество образования в ДОУ. Оно должно соответствовать следующим требованиям:
Важным дополнительным требованием является построение оптимальной развивающей среды. Она должна соответствовать целям и задачам воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
Всего выделяют 5 видов программ дошкольного образования. Подробная информация о них указана в таблице.
Типы ПДО |
Описание |
Характеристики |
Основные (авторские вариативные) |
Эти виды программы дошкольного образования разрабатываются по инициативе как одного конкретного автора, так и коллектива. Их главной задачей является обеспечение достижения детьми результатов успешного освоения общего образовательного стандарта. Они определяют весь спектр развивающих задач в рамках функционирования дошкольного образовательного учреждения. |
Социальное, физическое, художественное, речевое, познавательное развитие детей. |
Дополнительные (авторские вариативные) |
Возможность реализации этих ПДО появилась с момента развития секций, студий, кружков и прочих гибких форм образования детей дошкольного возраста. |
Эти виды программ дошкольного образования реализуются только в качестве дополнительной услуги. Полная их реализация вместо основных программ невозможна. |
Комплексные (общеразвивающие) |
Эти ПДО предусматривают все направления развития воспитанников дошкольных учреждений. |
ПДО способствуют формированию способностей детей и их предметной деятельности. В эти программы входят все типы воспитания (эстетическое, социальное, физическое). |
Парциальные |
Предусматривают одно или несколько направлений развития воспитанников дошкольного учреждения. |
Эти виды программ дошкольного образования реализуются только в составе основной ПДО. |
Примерные |
В таких ПДО находятся блоки приблизительного содержания главных компонентов образовательных программ дошкольного учреждения. |
Сюда входят критерии результатов работы (учебной, воспитательной) с дошкольниками и основание развития (психического, физического) на каждом возрастном этапе. |
Каждая образовательная программа этого типа содержит в себе две части — основную и дополнительную. Первая часть обеспечивает базовое дошкольное образование, вне зависимости от ДОУ. Вторая строится с учетом особенностей вариативного характера содержания и построения комплексной программы.
Важнейшим требованием к таким образовательным программам является соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Также здесь обязательно должны указываться показатели уровней развития воспитанников на различных этапах возрастного развития дошкольного детства.
Основные виды программ дошкольного образования:
Добро пожаловать в «МЭО Детский сад» — безопасное пространство воспитания, формирования и развития личности дошкольника.
Чтобы убедиться в преимуществах «МЭО Детский сад», получите демодоступ к цифровой образовательной среде прямо сейчас!
ПОПРОБОВАТЬВ основе «Истоков» находится развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными характеристиками. Программа реализует принципы диалога взрослых и детей, и ребят между собой. Строится она в соответствии с дидактическими принципами развития, обучения и воспитания дошкольников. Особое внимание здесь уделяется физическому, эстетическому, познавательному и социальному развитию детей.
«Радуга» — особый вид программы дошкольного образования, рассчитанный на дошкольников младшего и среднего возраста. Здесь отражается целостная система поступательного развития ребенка, а в основе находятся принципы психологического развития детей. Основная цель заключается в формировании целеустремленности, самостоятельности и воспитанности.
Также педагоги учат детей ставить перед собой задачи и добиваться их решения. Формирование ЗУНов не является здесь самоцелью — это лишь одно из средств воспитания и психологического развития дошкольников.
В основе ПДО «Развитие» находится идея о том, что дошкольный период развития самоценен. Она комбинируется с концепцией о развитии способностей. Нацелена программа на личностно-ориентированную модель обучения и воспитания. Основной ее целью является формирование художественных и умственных способностей.
В рамках работы с детским коллективом, педагоги стремятся развить у них игровую, изобразительную и конструктивную деятельность. В младшем возрасте основной упор делается на развитие сенсорных способностей, в среднем и старшем — на формирование элементарных математических представлений и элементов логического мышления.
«Детство» — вид программы дошкольного образования, направленный на многогранное развитие и воспитание личности ребенка. Большой акцент здесь делается на укрепление здоровья.
Эта ПДО помогает выявить и реализовать интересы, склонности и способности дошкольников в двигательной деятельности. Также она воспитывает потребность в ведении ЗОЖ, развивает физические качества и создает условия для реализации потребности в двигательной активности в повседневности.
«Кроха» — комплексная ПДО, созданная для малышей до трех лет. Специалисты составили ее с учетом специфики раннего возраста. Поэтому она позволяет обеспечить максимальную эффективность в решении воспитательных задач у младших дошкольников. Программа включает в себя 4 блока: «Мы ждем тебя, малыш», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».
Парциальные программы в ДОУ по ФГОС направлены на развитие познавательного потенциала детей дошкольного возраста. Они реализуются через экологическое воспитание, формирование базовых математических представлений и ведение исследовательской, познавательной и индивидуальной деятельности.
Основные виды парциальных программ дошкольного образования представлены в таблице:
Направление |
Особенности |
Названия программ |
Экологическое воспитание |
ПДО созданы с целью привить детям интерес и любовь к окружающему миру. Одна из главных задач — формирование экологического сознания. |
«Наш дом — природа», «Юный эколог», «Паутинка». |
Творческое развитие |
Основные виды парциальных программ дошкольного образования формируют у дошкольников художественно-эстетическое восприятие мира. |
«Конструирование и ручной труд», «Музыкальные шедевры», «Гармония», «Малыш», «Умка-ТРИЗ», «Интеграция», «Семицветик», «Природа и художник». |
Развитие духовности и нравственности |
ПДО формируют представление о культуре родной страны и способствуют появлению важных социальных навыков. Одной из высших целей этих программ является воспитание патриотизма. |
«Я — человек», «Я, ты, мы», «Наследие». |
Физическое развитие |
Основные приоритеты — формирование интереса к спорту и ведению ЗОЖ. |
«Искорка», «Здоровье», «Старт», «Играйте на здоровье». |
Особенностью этих ПДО является узкая направленность. Основные виды программ дошкольного образования:
Одним из нестандартных видов программ дошкольного образования является методика, разработанная М. Монтессори. Согласно ей, принципы воспитания, обучения и образования основываются на научной и философской базе.
Современные виды программ дошкольного образования разрабатывались с учетом новых достижений педагогической и психологической наук. Знать о них должен каждый воспитатель, поскольку выбор конкретной ПДО является неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В частности их изучение требуется для грамотного решения задач полноценного физического и психического развития детей и их подготовки к школе.