Виды образовательных программ дошкольного образования

4 сентября 2023 г.
Воспитательный процесс в государственных и частных детских садах и центрах строится на основе обязательной программы дошкольного образования. Определяющим фактором ее назначения является внутренний стандарт конкретного ДОУ. Он основывается на запросах родителей и законных представителей детей, а также на муниципальной программе развития образования.

Подписывайтесь
Ещё больше полезных материалов для педагогов детских садов — в группе ВК «МЭО Детский сад»

Цели и задачи ДОП

Главное назначение образовательной ПДО заключается в мотивированном обоснованном содержании воспитательного процесса в ДОУ. Выбор программы зависит от особенностей конкретной детской образовательной организации.

К основным задачам всех видов программ дошкольного образования следует отнести:

  • взаимодействие с членами семьи;
  • приобщение детей к традиционным ценностям;
  • организацию условий для развития творческого потенциала;
  • всестороннее развитие личности;
  • укрепление и охрану детского здоровья (физического и психического).

Все образовательные программы дошкольного образования разрабатывает и утверждает организация, ответственная за воспитательный процесс. При этом она основывается на ФГОС ДО.

Содержание и предполагаемые результаты образовательных программ должны соответствовать основным принципам ФОП ДО. Это требование обусловлено частью 6.1. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ.

Скачайте Федеральный закон

О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
400.06 КБ
Скачать
400.06 КБ

Основные требования к программам

Современное дошкольное образование должно быть комплексным и вариативным. В связи с этим на педагогический коллектив ДОУ возлагается серьезная ответственность за выбор, разработку и реализацию программы.

Содержание организационно-педагогических условий, которые способствуют достижению высокой эффективности работы с детьми, определяет качество образования в ДОУ. Оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • грамотное сочетание всех видов образовательных программ дошкольного образования — их необходимо тщательно адаптировать к особенностям воспитательного процесса конкретного заведения;
  • управляемость деятельности всех педагогов, задействованных в воспитательном процессе — выполнить это требование можно, создав должную мотивацию, организовав адаптацию и проведя (при необходимости) корректирующие мероприятия;
  • оптимальное использование потенциала (профессионального, творческого, личного) — это касается не только конкретного педагога, но и всех членов коллектива.

Важным дополнительным требованием является построение оптимальной развивающей среды. Она должна соответствовать целям и задачам воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

Разновидности ПДО

Всего выделяют 5 видов программ дошкольного образования. Подробная информация о них указана в таблице.

Типы ПДО

Описание

Характеристики

Основные (авторские вариативные)

Эти виды программы дошкольного образования разрабатываются по инициативе как одного конкретного автора, так и коллектива. Их главной задачей является обеспечение достижения детьми результатов успешного освоения общего образовательного стандарта.

Они определяют весь спектр развивающих задач в рамках функционирования дошкольного образовательного учреждения.

Социальное, физическое, художественное, речевое, познавательное развитие детей.

Дополнительные (авторские вариативные)

Возможность реализации этих ПДО появилась с момента развития секций, студий, кружков и прочих гибких форм образования детей дошкольного возраста.

Эти виды программ дошкольного образования реализуются только в качестве дополнительной услуги. Полная их реализация вместо основных программ невозможна.

Комплексные (общеразвивающие)

Эти ПДО предусматривают все направления развития воспитанников дошкольных учреждений.

ПДО способствуют формированию способностей детей и их предметной деятельности. В эти программы входят все типы воспитания (эстетическое, социальное, физическое).

Парциальные

Предусматривают одно или несколько направлений развития воспитанников дошкольного учреждения.

Эти виды программ дошкольного образования реализуются только в составе основной ПДО.

Примерные

В таких ПДО находятся блоки приблизительного содержания главных компонентов образовательных программ дошкольного учреждения.

Сюда входят критерии результатов работы (учебной, воспитательной) с дошкольниками и основание развития (психического, физического) на каждом возрастном этапе.

Комплексные основные ПДО

Каждая образовательная программа этого типа содержит в себе две части — основную и дополнительную. Первая часть обеспечивает базовое дошкольное образование, вне зависимости от ДОУ. Вторая строится с учетом особенностей вариативного характера содержания и построения комплексной программы.

Важнейшим требованием к таким образовательным программам является соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Также здесь обязательно должны указываться показатели уровней развития воспитанников на различных этапах возрастного развития дошкольного детства.

Основные виды программ дошкольного образования:

  • «Истоки»;
  • «Радуга»;
  • «Развитие»;
  • «Детство»;
  • «Кроха».

В основе «Истоков» находится развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными характеристиками. Программа реализует принципы диалога взрослых и детей, и ребят между собой. Строится она в соответствии с дидактическими принципами развития, обучения и воспитания дошкольников. Особое внимание здесь уделяется физическому, эстетическому, познавательному и социальному развитию детей.

«Радуга» — особый вид программы дошкольного образования, рассчитанный на дошкольников младшего и среднего возраста. Здесь отражается целостная система поступательного развития ребенка, а в основе находятся принципы психологического развития детей. Основная цель заключается в формировании целеустремленности, самостоятельности и воспитанности.

Также педагоги учат детей ставить перед собой задачи и добиваться их решения. Формирование ЗУНов не является здесь самоцелью — это лишь одно из средств воспитания и психологического развития дошкольников.

В основе ПДО «Развитие» находится идея о том, что дошкольный период развития самоценен. Она комбинируется с концепцией о развитии способностей. Нацелена программа на личностно-ориентированную модель обучения и воспитания. Основной ее целью является формирование художественных и умственных способностей.

В рамках работы с детским коллективом, педагоги стремятся развить у них игровую, изобразительную и конструктивную деятельность. В младшем возрасте основной упор делается на развитие сенсорных способностей, в среднем и старшем — на формирование элементарных математических представлений и элементов логического мышления.

«Детство» — вид программы дошкольного образования, направленный на многогранное развитие и воспитание личности ребенка. Большой акцент здесь делается на укрепление здоровья.

Эта ПДО помогает выявить и реализовать интересы, склонности и способности дошкольников в двигательной деятельности. Также она воспитывает потребность в ведении ЗОЖ, развивает физические качества и создает условия для реализации потребности в двигательной активности в повседневности.

«Кроха» — комплексная ПДО, созданная для малышей до трех лет. Специалисты составили ее с учетом специфики раннего возраста. Поэтому она позволяет обеспечить максимальную эффективность в решении воспитательных задач у младших дошкольников. Программа включает в себя 4 блока: «Мы ждем тебя, малыш», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные ПДО

Парциальные программы в ДОУ по ФГОС направлены на развитие познавательного потенциала детей дошкольного возраста. Они реализуются через экологическое воспитание, формирование базовых математических представлений и ведение исследовательской, познавательной и индивидуальной деятельности.

Основные виды парциальных программ дошкольного образования представлены в таблице:

Направление

Особенности

Названия программ

Экологическое воспитание

ПДО созданы с целью привить детям интерес и любовь к окружающему миру. Одна из главных задач — формирование экологического сознания.

«Наш дом — природа», «Юный эколог», «Паутинка».

Творческое развитие

Основные виды парциальных программ дошкольного образования формируют у дошкольников художественно-эстетическое восприятие мира.

«Конструирование и ручной труд», «Музыкальные шедевры», «Гармония», «Малыш», «Умка-ТРИЗ», «Интеграция», «Семицветик», «Природа и художник».

Развитие духовности и нравственности

ПДО формируют представление о культуре родной страны и способствуют появлению важных социальных навыков. Одной из высших целей этих программ является воспитание патриотизма.

«Я — человек», «Я, ты, мы», «Наследие».

Физическое развитие

Основные приоритеты — формирование интереса к спорту и ведению ЗОЖ.

«Искорка», «Здоровье», «Старт», «Играйте на здоровье».

Специализированные ПДО

Особенностью этих ПДО является узкая направленность. Основные виды программ дошкольного образования:

  • «Дошкольник и экономика». Эта ОП формирует начальные финансовые и хозяйственные представления.
  • «Основы безопасности». ОП готовит ребят к нестандартным ситуациям и ЧС.
  • «ТРИЗ». Эта ОП, разработанная в середине 40-х годов ХХ века, представляет собой оригинальный подход к формированию творческих способностей.

Одним из нестандартных видов программ дошкольного образования является методика, разработанная М. Монтессори. Согласно ей, принципы воспитания, обучения и образования основываются на научной и философской базе.

О чем следует помнить

Современные виды программ дошкольного образования разрабатывались с учетом новых достижений педагогической и психологической наук. Знать о них должен каждый воспитатель, поскольку выбор конкретной ПДО является неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В частности их изучение требуется для грамотного решения задач полноценного физического и психического развития детей и их подготовки к школе.

Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет