Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Содержание статьи
В младшем школьном возрасте дети активно включены в самые разные виды деятельности — уроки, занятия искусством и спортом, общение со сверстниками, игры.
Этот возраст начинается в 6-7 лет (в зависимости от года поступления в школу) до 9-11 лет. Если за ранее развитие детей отвечают детские сады, воспитатели, то в школе это педагоги.
Для ребенка в этот период меняется многое — социальный статус, ценности, интересы, распорядок дня. Если в детском саду для воспитателей основной задачей является социализация ребенка, его развитие и воспитание в игре, то школьные педагоги преследуют совсем иные цели. А школьник, который несколько месяцев назад делал детские поделки в ДОУ, приобретает новый статус, в связи с чем у него формируется новое восприятие себя.
Характеристика социальной ситуации в этот период:
Возникают и новые структуры отношений. Если отношения с семьей и педагогами детского сада формировались асимметрично, то в школе педагог воплощает требования общества, и ребенок подчиняется этим требованиям, которые одинаковы для всех детей. Ребенка в какой-то степени сравнивают с неким эталоном, и он должен ему соответствовать.
Основным видом деятельности после поступления в школу становится учебная деятельность. Эта деятельность не сводится к приобретению знаний как таковых или к посещению образовательной организации. Получаемые знания могут выступать и как побочный продукт обучения, труда, отдыха или игры.
Учебная деятельность с первых дней начинает опосредовать систему отношений школьника, и в этом ее главный парадокс: обучение имеет общественный характер, но осуществляется все же индивидуально. Продукт учебной деятельности всегда возникает в результате индивидуального усвоения знаний, но на входе ребенок всегда получает умения и опыт, выработанные десятками поколений до него.
Попадая в коллектив класса, школьник развивает в себе новые социальные чувства. Ребенок должен занять определенное место в системе взаимоотношений сверстников для того, чтобы усвоить правила общественного поведения и овладеть школьными нормами и правилами.
В результате ребенок получает необходимые для дальнейшей жизни социальные навыки, учится заводить дружбу и поддерживать контакт со сверстниками.
Интересно, что в течение младшего школьного возраста у детей меняются принципы заведения новых контактов, в особенности дружеских.
На первом году обучения для школьника имеет значение уровень успеваемости и отношение к нему педагога. Дружеские отношения в основном завязываются с детьми по поверхностным характеристикам (живут поблизости, сидят за одной партой и т.д.).
И уже к 10-11 годам дети начинают обращать внимание на личностные качества других детей — честность, уверенность в себе, самостоятельность, их отношение к себе и т.д.
Дети учатся удерживать внимание на словах учителя и таких предметах, и явлениях, которые ранее не были для него ни необычными, не привлекательными. Для активных детей особенно сложно заниматься одним делом на протяжении 20-30 минут.
Постепенно этот навык помогает устанавливать связи, синтезировать информацию и делать закономерные и преднамеренные выводы.
Важно, что в младшем школьном возрасте дети учатся быстро адаптироваться к меняющимся условиям их жизни и активно социализируются.
Также в этом возрасте продолжают развиваться творческие способности детей.
В этом возрасте у детей происходит активный физический рост. Многие дети за короткий промежуток времени вытягиваются и наблюдается дисгармония физического и нервно-психического развития: первое опережает второе.
В результате может проявляться временное ослабление нервной системы. Внешне это выражается в повышенной потребности в движениях, суетливости, беспокойстве и повышенной утомляемости.
В первые годы обучения закладываются основы учебной деятельности. Она должна строиться с учетом возрастных особенностей детей и в то же время обеспечивать получение тех знаний, которые нужны для дальнейшего развития.
Традиционно в структуру учебной деятельности включают следующие компоненты:
Пример: полученное от учителя задание — сложить два числа в конкретном примере трансформируется в общую задачу — научиться складывать двузначные числа.
Со временем в учебной деятельности все больше действий контроля переходит к ученику, что является необходимой закономерностью.
В перспективе овладение приемами самооценки позволяет ученикам спрогнозировать, справится ли он с поставленной задачей, а в ретроспективе понять, хорошо ли он выполнил задание или плохо.
Как бы парадоксально это ни звучало, но главная задача учебной деятельности в младшем школьном возрасте — формирование у ученика «умения учиться». Сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельность школьника в подготовке к урокам является признаком того, что функция ведущей деятельности действительно выполнена.
Именно приобретенная саморегуляция на 2-3 году обучения помогает школьникам:
Все это — база для дальнейшего развития ребенка в среднем и старшем школьном возрасте. Поэтому учебная деятельность в данном возрастном периоде является основной.
Больше интересного – на наших вебинарах!
Наши эксперты ответят на самые актуальные вопросы по общему образованию. Присоединяйтесь!
Принять участие