Ведущая деятельность младшего школьника: возрастные особенности

19 сентября 2023 г.
Рассказываем о психическом развитии младшего школьника, характеристиках социальных особенностей, физиологии и ведущей деятельности. Подробно разбираем структуру учебной деятельности, которая подходит для этого возраста.

Подписывайтесь
Ещё больше полезных материалов для педагогов школ — в группе ВК «МЭО Школа»

Психическое развитие младшего школьника

В младшем школьном возрасте дети активно включены в самые разные виды деятельности — уроки, занятия искусством и спортом, общение со сверстниками, игры.

Этот возраст начинается в 6-7 лет (в зависимости от года поступления в школу) до 9-11 лет. Если за ранее развитие детей отвечают детские сады, воспитатели, то в школе это педагоги.

Для ребенка в этот период меняется многое — социальный статус, ценности, интересы, распорядок дня. Если в детском саду для воспитателей основной задачей является социализация ребенка, его развитие и воспитание в игре, то школьные педагоги преследуют совсем иные цели. А школьник, который несколько месяцев назад делал детские поделки в ДОУ, приобретает новый статус, в связи с чем у него формируется новое восприятие себя.

Характеристика социальной ситуации в этот период:

  1. У детей происходит переход к новому типу мышления — словесно-логическому.
  2. Если ранее основное место в распорядке дня занимали игры для дошкольников, то теперь на первом плане учебная деятельность как ведущая деятельность школьника.
  3. Дети с получением первых отметок осознают социальный смысл учения.
  4. Меняется распорядок дня ребенка.
  5. В системе внутренних побуждений лидирует мотивация достижений.
  6. Формируется новая внутренняя позиция.
  7. Меняется содержание отношений ребенка с другими людьми.

Возникают и новые структуры отношений. Если отношения с семьей и педагогами детского сада формировались асимметрично, то в школе педагог воплощает требования общества, и ребенок подчиняется этим требованиям, которые одинаковы для всех детей. Ребенка в какой-то степени сравнивают с неким эталоном, и он должен ему соответствовать.

Ведущая деятельность младшего школьного возраста

Основным видом деятельности после поступления в школу становится учебная деятельность. Эта деятельность не сводится к приобретению знаний как таковых или к посещению образовательной организации. Получаемые знания могут выступать и как побочный продукт обучения, труда, отдыха или игры.

Учебная деятельность с первых дней начинает опосредовать систему отношений школьника, и в этом ее главный парадокс: обучение имеет общественный характер, но осуществляется все же индивидуально. Продукт учебной деятельности всегда возникает в результате индивидуального усвоения знаний, но на входе ребенок всегда получает умения и опыт, выработанные десятками поколений до него.

Попадая в коллектив класса, школьник развивает в себе новые социальные чувства. Ребенок должен занять определенное место в системе взаимоотношений сверстников для того, чтобы усвоить правила общественного поведения и овладеть школьными нормами и правилами.

В результате ребенок получает необходимые для дальнейшей жизни социальные навыки, учится заводить дружбу и поддерживать контакт со сверстниками.

Интересно, что в течение младшего школьного возраста у детей меняются принципы заведения новых контактов, в особенности дружеских.

На первом году обучения для школьника имеет значение уровень успеваемости и отношение к нему педагога. Дружеские отношения в основном завязываются с детьми по поверхностным характеристикам (живут поблизости, сидят за одной партой и т.д.).

И уже к 10-11 годам дети начинают обращать внимание на личностные качества других детей — честность, уверенность в себе, самостоятельность, их отношение к себе и т.д.

Основные новообразования младшего школьника

  1. Преобразования и позитивные изменения в психике ребенка. Период младшего школьного детства является сенситивным для формирования саморегуляции, организованности, появления новых навыков учебной деятельности и познавательного отношения к миру.
  2. Происходит активная перестройка многих сфер развития ребенка, в особенности, интеллектуальной. Дети приобретают новые качества мышления — умение рассуждать и опираться на словесно-логическую структуру.
  3. Ребенок учится осознавать значение своих действий и их оснований. Это явление называется интеллектуальная рефлексия и именно с него начинает развиваться теоретическое мышление. Оно обнаруживается в тех ситуациях, когда нужно не только применить новое правило, сколько самостоятельно его открыть и сконструировать.
  4. Меняется память, восприятие, внимание. Уже на первых уроках ребенок сталкивается с новыми требованиями к вниманию и постепенно учится управлять им, осваивает произвольность внимания.

Дети учатся удерживать внимание на словах учителя и таких предметах, и явлениях, которые ранее не были для него ни необычными, не привлекательными. Для активных детей особенно сложно заниматься одним делом на протяжении 20-30 минут.

  1. Под руководством учителя дети учатся наблюдать за явлениями и предметами, учатся определять главное от второстепенного, регистрировать свои наблюдения в виде схем, рисунков, текста.

Постепенно этот навык помогает устанавливать связи, синтезировать информацию и делать закономерные и преднамеренные выводы.

Важно, что в младшем школьном возрасте дети учатся быстро адаптироваться к меняющимся условиям их жизни и активно социализируются.

Также в этом возрасте продолжают развиваться творческие способности детей.

Физиология детей в младших классах

В этом возрасте у детей происходит активный физический рост. Многие дети за короткий промежуток времени вытягиваются и наблюдается дисгармония физического и нервно-психического развития: первое опережает второе.

В результате может проявляться временное ослабление нервной системы. Внешне это выражается в повышенной потребности в движениях, суетливости, беспокойстве и повышенной утомляемости.

Структура учебной деятельности

В первые годы обучения закладываются основы учебной деятельности. Она должна строиться с учетом возрастных особенностей детей и в то же время обеспечивать получение тех знаний, которые нужны для дальнейшего развития.

Традиционно в структуру учебной деятельности включают следующие компоненты:

  1. Учебные мотивы:
  • мотив познания;
  • социальный мотив;
  • мотив к признанию сверстниками и утверждения в коллективе;
  • мотив превосходства, когда ребенок хочет быть лучше, чем все
  1. Учебная задача. Ребенок со временем начинает ясно понимать, какими знаниями ему нужно овладеть по каждому предмету. В самом начале дети не видят дальше конкретного задания, полученного от учителя, но со временем она принимает все более общий и четкий характер.

Пример: полученное от учителя задание — сложить два числа в конкретном примере трансформируется в общую задачу — научиться складывать двузначные числа.

  1. Учебные действия. Это набор приемов учебной деятельности. К ним относятся заучивание, опосредованное запоминание, звукобуквенный анализ и другие.
  2. Компоненты контроля и самоконтроля. Первый вид контроля осуществляется учителем — он указывает ученику на правильность выполнения задания. Самоконтроль — это проверка задания самим учеником путем сличения его с образцом, полученным от учителя.

Со временем в учебной деятельности все больше действий контроля переходит к ученику, что является необходимой закономерностью.

  1. Компоненты оценки или самооценки. Оценка позволяет определить, насколько успешно ученик выполнил учебную задачу. Со стороны учителя итогом оценки является отметка или развернутая обратная связь в словесной форме. Реже педагоги применяют методы самооценки (с помощью обзорных докладов, формулирования вопросов, составления схемы изученного и т.д.).

В перспективе овладение приемами самооценки позволяет ученикам спрогнозировать, справится ли он с поставленной задачей, а в ретроспективе понять, хорошо ли он выполнил задание или плохо.

Как бы парадоксально это ни звучало, но главная задача учебной деятельности в младшем школьном возрасте — формирование у ученика «умения учиться». Сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельность школьника в подготовке к урокам является признаком того, что функция ведущей деятельности действительно выполнена.

Именно приобретенная саморегуляция на 2-3 году обучения помогает школьникам:

  • ставить собственные цели и задачи обучения;
  • моделировать ситуации без проб и ошибок;
  • осознанно подходить к учебной деятельности.

Все это — база для дальнейшего развития ребенка в среднем и старшем школьном возрасте. Поэтому учебная деятельность в данном возрастном периоде является основной.

Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет