Учитель – цифровая профессия: новые форматы подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде
В треке «Учитель — цифровая профессия: новые форматы подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде» приняли участие:
- заместитель генерального директора по методической работе и продвижению МЭО Александр Трифонов;
- заместитель руководителя центра МЭО «Астрахань» Кузнецова Анна Сергеевна;
- преподаватель департамента педагогики и методики начального общего образования Московского городского педагогического университета им. Ушинского — Анна Новикова и другие эксперты.
Образование и цифровое образование
Интернет, чат-боты, искусственный интеллект и дистанционное обучение стали нашей новой реальностью и начинают восприниматься как что-то привычное. Те же технологии Big Data, позволяющие хранить много информации, на которых работают и маркетплейсы — всё облегчило нам жизнь.
С другой стороны, сейчас у образования нет никаких вызовов. Эксперт Александр Анатольевич Асмолов отвечает на вопросы «Как современные вызовы влияют на жизнь и на образование? И какие возможности предоставляются, чтобы преодолеть межпоколенческую пропасть?».
«Эти проблемы — движущая сила изменений, которые происходят в обществе. Именно современные техносистема и общество говорят, что наши жизнь и деятельность изменились кардинальным образом. Появился Интернет, мы пользуемся компьютерами, планшетами, электронными книгами, и как говорят эксперты в сфере трудовых отношений и найма на работу — в сфере образования больше 50 процентов видов трудовой деятельности могут быть автоматизированы. Совсем недавно, в конце ноября две тысячи двадцать второго года распространился инструмент — нейросети. ChatGPT стал большим открытием: я попросил эту нейросеть сформулировать метапредметные результаты урока по теме „Первый закон Ньютона“».
Александр Анатольевич Асмолов продемонстрировал результаты запроса. Нейросеть учла развитие самооценки и самоконтроля, способностей к саморазвитию и к самообучению, получению опыта коммуникаций, развитие аналитических способностей. Она сформулировала и задачи с использованием новой терминологии. Искусственный интеллект сделал всё, чтобы соответствовать ФГОС.
После изучения результатов эксперты подняли вопрос о том, может ли педагог использовать подобные технологии и в каких видах деятельности это возможно. Во время дискуссии эксперты пришли мнению, что сейчас повсеместно используются цифровые технологии. Александр Анатольевич рассказал про наглядный пример — проект «Школа педагогического мастерства», где бесплатно обучаются 450 педагогов со всей России. Курс рассчитан на 72 часа, во время которых работники сферы образования учатся применять цифровые технологии в образовании.
Эксперт отметил и «Всероссийскую Лигу Педагогов» — портал, где педагоги-коллеги делятся успешными практиками и могут познакомиться с моделями применения цифровых технологий в образовании. Ещё каждый работник педагогической сферы может увидеть рейтинг педагогов, которые достигли великолепных результатов в обучении с применением новых практик.
Цифры и реальность — 84% педагогов считают невозможной работу в школе без цифровых технологий
По результатам исследований Mail.ru Group, 84% педагогов уже сейчас считают, что без владения современными гаджетами и технологиями в школе работать невозможно. ФГОС тоже отмечает, что педагог общего образования должен проводить занятия, опираясь на современные достижения. К слову, мы нашли для вас изменения, которые были внесены в Стандарт основного общего образования, а также паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
Во время дискуссии эксперты спросили мнение Анны Сергеевны Кузнецовой на эту тему. Она отметила, что современный учитель обладает большим количеством цифровых знаний — поиск работы, безопасность в Интернете, организация обучения при помощи технологий и коммуникация в цифровой среде. Такой багаж позволил педагогам быстро адаптироваться к дистанционному образованию во время Covid-19.
Раскрывается проблема в другом — учителя могут тратить много времени на поиск нужных цифровых сервисов и на то, чтобы обучиться им пользоваться. На уроке тоже может тратиться время на переход по ссылкам. Поэтому эксперт рекомендует цифровую образовательную платформу «Это моя школа». Она бесплатна и собрала в себе все необходимые вещи для успешных занятий в классе или на дистанционном обучении. Что главное — все задания соответствуют ФГОС: от просто уроков до подготовки к ЕГЭ.
Проблема «закоренелых» педагогов
Учителя, проработавшие долгое время, очень нехотя переходят к чему-то новому. Педагоги придерживаются старых, но проверенных методик. Эксперты обсуждали, как преодолеть нежелание работников сферы образования использовать современные технологии на занятиях.
Учителя с большим стажем постепенно, пусть и медленно, в любом случае начинают сначала немного, а затем постоянно пользоваться гаджетами и онлайн-площадками. Мир не стоит на месте, и педагоги постепенно понимают, что технологии облегчают им жизнь и экономят время, которое можно потратить на отдых или семью.
В современной системе образования «центр тяжести» в обучении смещается с преподавания и педагога на организацию активности ученика. Учитель становится коммуникатором и организатором. И вместо конкуренции с TV, телефонами и компьютерами — педагог может использовать их во благо.
На экранах демонстрируется материал, как с помощью компьютеров можно организовать урок и быстро его перестроить, отталкиваясь на поведение и понимание учеников. Эта система гибкая и быстрая — то, что нужно в наши дни. Учитель остаётся на одной волне с учениками, при этом не теряя авторитет, а дети усваивают программу намного эффективнее. Поэтому эксперты рекомендуют педагогом попробовать использовать цифровые технологии и решить для себя — стало легче или нет.
Развитие технологий в российском образовании
Концептуальные документы, регламентирующие стратегическое развитие России, предполагают, что до 2030 года национальная программа и цифровая экономика России будут усиленно развиваться. Это говорит об ускорении темпа образования и об усилении подготовки будущих учителей в области цифровых коммуникаций.
Часть Федерального проекта «Цифровые кафедры», проходящего в Республике Мордовия, в Мордовском университете, разработала программу переподготовки для студентов-бакалавров и магистров. Она длится 108 часов, и всё время посвящено изучению цифрового сегмента. С помощью проекта «Цифровые кафедры» университет даёт возможность студентам бесплатно пройти курс переподготовки на педагога.
Во время обучения по программе проекта студенты изучают основы языка программирования и алгоритмизации. Такие знания помогут работать в Excel, с простейшими базами данных, мобильным электронным образованием и электронным журналом.
Иммерсивные технологии в образовании
Иммерсивные технологии — возможность погружения человека в определённую виртуальную среду. По-другому — VR-технологии. Сейчас перед образованием стоит важная задача — дать обучающемуся не только информацию, но и возможность увидеть её собственными глазами. В решении может помочь изучение материалов в самом виртуальном пространстве. Погруженные в сконструированный мир может быть полным, а может и частичным.
Для такого метода необязательно знать основы программирования. Достаточно умения включать шлем и подключать его к сети. Ещё с помощью VR можно заниматься не только в классе, но и дистанционно. Виртуальный мир адаптивен, его можно изменять во время занятия, ученики и учитель смогут мгновенно что-то построить или написать решение задачи в воздухе.