Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
В треке «Учитель — цифровая профессия: новые форматы подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде» приняли участие:
Интернет, чат-боты, искусственный интеллект и дистанционное обучение стали нашей новой реальностью и начинают восприниматься как что-то привычное. Те же технологии Big Data, позволяющие хранить много информации, на которых работают и маркетплейсы — всё облегчило нам жизнь.
С другой стороны, сейчас у образования нет никаких вызовов. Эксперт Александр Анатольевич Асмолов отвечает на вопросы «Как современные вызовы влияют на жизнь и на образование? И какие возможности предоставляются, чтобы преодолеть межпоколенческую пропасть?».
«Эти проблемы — движущая сила изменений, которые происходят в обществе. Именно современные техносистема и общество говорят, что наши жизнь и деятельность изменились кардинальным образом. Появился Интернет, мы пользуемся компьютерами, планшетами, электронными книгами, и как говорят эксперты в сфере трудовых отношений и найма на работу — в сфере образования больше 50 процентов видов трудовой деятельности могут быть автоматизированы. Совсем недавно, в конце ноября две тысячи двадцать второго года распространился инструмент — нейросети. ChatGPT стал большим открытием: я попросил эту нейросеть сформулировать метапредметные результаты урока по теме „Первый закон Ньютона“».
Александр Анатольевич Асмолов продемонстрировал результаты запроса. Нейросеть учла развитие самооценки и самоконтроля, способностей к саморазвитию и к самообучению, получению опыта коммуникаций, развитие аналитических способностей. Она сформулировала и задачи с использованием новой терминологии. Искусственный интеллект сделал всё, чтобы соответствовать ФГОС.
После изучения результатов эксперты подняли вопрос о том, может ли педагог использовать подобные технологии и в каких видах деятельности это возможно. Во время дискуссии эксперты пришли мнению, что сейчас повсеместно используются цифровые технологии. Александр Анатольевич рассказал про наглядный пример — проект «Школа педагогического мастерства», где бесплатно обучаются 450 педагогов со всей России. Курс рассчитан на 72 часа, во время которых работники сферы образования учатся применять цифровые технологии в образовании.
Эксперт отметил и «Всероссийскую Лигу Педагогов» — портал, где педагоги-коллеги делятся успешными практиками и могут познакомиться с моделями применения цифровых технологий в образовании. Ещё каждый работник педагогической сферы может увидеть рейтинг педагогов, которые достигли великолепных результатов в обучении с применением новых практик.
По результатам исследований Mail.ru Group, 84% педагогов уже сейчас считают, что без владения современными гаджетами и технологиями в школе работать невозможно. ФГОС тоже отмечает, что педагог общего образования должен проводить занятия, опираясь на современные достижения.
Во время дискуссии эксперты спросили мнение Анны Сергеевны Кузнецовой на эту тему. Она отметила, что современный учитель обладает большим количеством цифровых знаний — поиск работы, безопасность в Интернете, организация обучения при помощи технологий и коммуникация в цифровой среде. Такой багаж позволил педагогам быстро адаптироваться к дистанционному образованию во время Covid-19.
Раскрывается проблема в другом — учителя могут тратить много времени на поиск нужных цифровых сервисов и на то, чтобы обучиться им пользоваться. На уроке тоже может тратиться время на переход по ссылкам. Поэтому эксперт рекомендует цифровую образовательную платформу «Это моя школа». Она бесплатна и собрала в себе все необходимые вещи для успешных занятий в классе или на дистанционном обучении. Что главное — все задания соответствуют ФГОС: от просто уроков до подготовки к ЕГЭ.
Учителя, проработавшие долгое время, очень нехотя переходят к чему-то новому. Педагоги придерживаются старых, но проверенных методик. Эксперты обсуждали, как преодолеть нежелание работников сферы образования использовать современные технологии на занятиях.
Учителя с большим стажем постепенно, пусть и медленно, в любом случае начинают сначала немного, а затем постоянно пользоваться гаджетами и онлайн-площадками. Мир не стоит на месте, и педагоги постепенно понимают, что технологии облегчают им жизнь и экономят время, которое можно потратить на отдых или семью.
В современной системе образования «центр тяжести» в обучении смещается с преподавания и педагога на организацию активности ученика. Учитель становится коммуникатором и организатором. И вместо конкуренции с TV, телефонами и компьютерами — педагог может использовать их во благо.
На экранах демонстрируется материал, как с помощью компьютеров можно организовать урок и быстро его перестроить, отталкиваясь на поведение и понимание учеников. Эта система гибкая и быстрая — то, что нужно в наши дни. Учитель остаётся на одной волне с учениками, при этом не теряя авторитет, а дети усваивают программу намного эффективнее. Поэтому эксперты рекомендуют педагогом попробовать использовать цифровые технологии и решить для себя — стало легче или нет.
Концептуальные документы, регламентирующие стратегическое развитие России, предполагают, что до 2030 года национальная программа и цифровая экономика России будут усиленно развиваться. Это говорит об ускорении темпа образования и об усилении подготовки будущих учителей в области цифровых коммуникаций.
Часть Федерального проекта «Цифровые кафедры», проходящего в Республике Мордовия, в Мордовском университете, разработала программу переподготовки для студентов-бакалавров и магистров. Она длится 108 часов, и всё время посвящено изучению цифрового сегмента. С помощью проекта «Цифровые кафедры» университет даёт возможность студентам бесплатно пройти курс переподготовки на педагога.
Во время обучения по программе проекта студенты изучают основы языка программирования и алгоритмизации. Такие знания помогут работать в Excel, с простейшими базами данных, мобильным электронным образованием и электронным журналом.
Иммерсивные технологии — возможность погружения человека в определённую виртуальную среду. По-другому — VR-технологии. Сейчас перед образованием стоит важная задача — дать обучающемуся не только информацию, но и возможность увидеть её собственными глазами. В решении может помочь изучение материалов в самом виртуальном пространстве. Погруженные в сконструированный мир может быть полным, а может и частичным.
Для такого метода необязательно знать основы программирования. Достаточно умения включать шлем и подключать его к сети. Ещё с помощью VR можно заниматься не только в классе, но и дистанционно. Виртуальный мир адаптивен, его можно изменять во время занятия, ученики и учитель смогут мгновенно что-то построить или написать решение задачи в воздухе.
Ещё не с нами?
Зарегистрируйтесь — это займёт всего пару минут. Получите бесплатный доступ к файлам для скачивания, возможность присоединиться к вебинарам, пройти квалификационные и развлекательные тесты и поучаствовать в конкурсах профессионального мастерства.
Добро пожаловать!