Работа со стрессом: материалы для классного часа
Содержание статьи
Елена Горинова, социальный психолог, методолог и ведущий тренер Центра толерантности Еврейского музея подготовила материалы, которые стоит обсудить вместе с выпускниками.
Что такое стресс?
Стресс — это естественная защитная реакция на трудную жизненную ситуацию, будь то ЕГЭ, встреча с неприятным коллегой, опоздание, холод или громкие звуки. В краткосрочной перспективе стресс позволяет справляться с трудностями, но в долгосрочной нарушает физическое и психическое здоровье.
Стресс запускает сложную серию гормональных и неврологических реакций, которые помогают организму среагировать на предполагаемую угрозу.
Когда человек испытывает стресс, организм вырабатывает гормон кортизол, который повышает уровень сахара в крови, увеличивает частоту сердечных сокращений и кровяное давление. Организм также выделяет адреналин, который подготавливает мышцы к действию. Теперь мы готовы реализовать сценарий, доставшийся нам от предков: «замри, беги или бей».
Работа часто оборачивается для педагогов настоящей «сердечной болью»: переживания за каждого ученика, как за своего ребенка, бесконечное повышение квалификации, взаимодействие с родителями, которое тоже далеко не всегда оказывается простым. Справиться со стрессом бывает крайне сложно, особенно если он постоянно накапливается, а выхода не находит.
Виды стрессоров и главный вывод
Стрессор — это фактор, ситуация или объект, запускающие в нашем организме реакцию на угрозу. Стрессоров бесконечное количество, потому что они сильно отличаются от человека к человеку.
Предложите школьникам перечислить стрессоры в формате открытого микрофона, а потом вместе разбейте их по категориям.
-
Связанные с работой
- Ненадежность работы
- Высокая рабочая нагрузка
- Ненормированный рабочий день
- Отсутствие четких задач и планов
- Конфликты с коллегами или с руководителем
-
Связанные с учебой
- Экзамены в любой их форме
- Дедлайны (сроки выполнения заданий)
- Успеваемость
- Академические ожидания (будет ли мой проект достойным?)
-
Финансовые факторы
- Трудности с оплатой счетов
- Долги
- Отсутствие работы
- Нехватка денег на необходимые (или кажущиеся таковыми) ценности
-
Отношения
- Недоверие или скрываемая тайна
- Конфликты с родителями
- Конфликты с друзьями
- Конфликты с романтическими партнерами
-
Связанные со здоровьем
- Инвалидность
- Травмы
- Хронические заболевания
- Здоровье близкого человека
-
Жизненные перемены
- Переезд в другой город
- Прекращение отношений
- Выход на новую работу
- Поступление в вуз
- Изменение образа жизни
-
Факторы окружающей среды
- Стихийные бедствия
- Шум, запахи, яркий свет, температура
- Толпа
-
Ожидания
- Страх неудачи (не успею сделать, опоздаю, не смогу сделать хорошо)
- Страх быть отвергнутым (недостаточно красивый, профессиональный, умный, хороший и др.)
Но в итоге все стрессоры в нашей жизни можно разделить на три категории:
А. Стрессоры, которые нам неподвластны
Б. Стрессоры, на которые мы можем влиять
В. Стрессоры, которые мы сами создаем
Предложите школьникам найти среди уже названных стрессоров категории А,Б и В.
- Например, на погоду мы повлиять не можем, но одеться так, чтобы было комфортно — можем.
- Мы можем испытывать стресс из-за слов, которые сказали месяц назад... но ведь забрать мы их уже не можем. Остается только извиниться, если в этом есть необходимость, и исправить ситуацию поступками.
- Мы переживаем, что не сможем соответствовать чьим-то ожиданиям. Приложить максимум усилий мы можем, но внушить другому человеку любовь или уважение к нам — нет. Это ведь чужие мысли.
- Мы можем очень переживать из-за опозданий. Предугадать пробки и поломки транспорта мы не можем. Но зато можем научиться планировать свое время и взять за привычку всегда выходить раньше на 15 минут.
Способы преодоления стресса
-
Управляемые стрессоры
Если перед нами стрессор, которым мы можем управлять, сосредоточиться следует на развитии навыков и поиске ресурсов себе в помощь. Сюда же относятся практики работы с информацией, целеполагание и анализ.
Какие рациональные способы справиться со стрессом перед экзаменами вы можете предложить? Попросите класс придумать идеи к каждому пункту таблицы.
-
Созданные нами стрессоры
Если мы сталкиваемся со стрессорами, которые сами превращаем в проблему, необходимо уделить внимание не столько решению ситуации, сколько изменению своего отношения к ней.
Какие способы уменьшить уровень беспокойства вы знаете? Попросите школьников привести примеры и заполнить каждый пункт таблицы.
* Что такое рефрейминг?
Рефрейминг — это психологическая техника, которая помогает переосмыслить событие или опыт более позитивным и конструктивным образом.
Переосмысление в ситуации стресса может помочь увидеть картину в другом свете, снять беспокойство и даже найти ресурс для решения проблемы.
Например, мы сталкиваемся со сложным рабочим проектом, который, как нам кажется, невозможно завершить качественно и вовремя. Однако если мы переосмыслим ситуацию как возможность развить навыки и научиться чему-то новому, чувство мотивации заменит чувство страха.
Рефрейминг также помогает сконцентрироваться на положительных аспектах ситуации, а не на отрицательных. Например, в сфере увлечений наблюдается спад — музыка не пишется, фотографии получают мало лайков. Но в такой ситуации можно найти сразу несколько плюсов: освободилось время для других занятий и увлечений; можно пересмотреть стиль и поэкспериментировать с ним; можно устроить себе «цифровой детокс».
Ключевое: изменяя подход к ситуации, мы усиливаем свой контроль над ней, а значит расширяем возможности.
-
Неуправляемые стрессоры
Если перед нами стрессоры, которые мы не можем контролировать, то сосредоточиться необходимо на поддержании внутреннего ресурса — своего физического и психического здоровья.
Какие способы справиться со стрессом перед экзаменами, когда речь идет о неконтролируемых ситуациях, вы можете предложить? Попросите класс придумать идеи к каждому пункту таблицы. Какие упражнения и советы вы видели в социальных сетях?
Техники, которые можно попробовать прямо сейчас
Техника «Облака» для тех, кого донимают негативные мысли
- Нарисуйте на листе бумаги облака любой формы и цвета.
- Подумайте о том, что по небу облака плывут постоянно. Это их работа — плыть.
- Наш мозг — очень мощная система, каждая часть которой выполняет конкретные задачи 24/7. Это его работа — думать.
- Мысли сами по себе ничего не значат, какими бы сильными они ни были и что бы нам не говорили инфобизнесмены. Представьте во всех красках, что вы сейчас на берегу моря. Удалось телепортироваться?
- Если не удалось, то выберите среди нарисованных облаков одно и представьте его на небе. Вот негативная мысль — например, страх плохо сдать экзамен. Просто проследите за этой мыслью, как будто это облако на небе. Мы спокойно наблюдаем, а они тают за горизонтом, не нанося никакого реального урона.
- Мозг просто создал эту мысль, потому что это его работа, но она никак не может нам навредить.
Техника «Заземление» для выхода из ситуации стресса и чувства паники
- Переключите свое внимание с заданий теста на предметы вокруг. Сколько в кабинете белых деталей? Сколько окон? Сколько букв «о» в первой строчке текста перед вами? Считайте все, что угодно.
- Сконцентрируйтесь на дыхании. Посчитайте вдохи и выдохи.
- Твердо поставьте обе ноги на пол, ощутите под собой опору, а на ногах — обувь. Она есть, вы здесь. Положите ладони на стол, почувствуйте поверхность и ее температуру. Она есть, вы здесь.
Техника «Мой путь к цели» для тех, кто боится негативного исхода событий и нервничает из-за отсутствия четкого плана
- Возьмите чистый лист, расположите его, как хочется, и в левом нижнем углу нарисуйте большую точку и подпишите «Я».
- Закройте глаза и представьте вашу цель: вуз мечты, работу, путешествие, что угодно.
- Теперь в правом верхнем углу нарисуйте любой символ, который обозначает вашу цель. Точка, звездочка, башня МГУ, пушистый кот — выбирать вам.
- Твердо поставьте ручку на точку «Я» и медленно ведите ее к цели в правом верхнем углу, проговаривая: «Я могу достигнуть своей цели разными путями».
- Как думаете, сколько способов соединить эти две фигуры существует? Давайте попробуем как минимум пять вариантов: с завитушками, с зигзагами, волнами, кривыми, пунктиром. Рисуйте и каждый раз произносите «Я могу достигнуть своей цели разными путями».
- Нарисуйте столько линий и кривых, сколько захочется.
- Прикрепите рисунок в том месте, где его будет хорошо видно.