Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
В новые федеральные государственные образовательные стандарты добавили много изменений. Самое важное из них — конкретизация. Теперь каждое требование раскрыто достаточно подробно и исключает спорные формулировки.
Среди основных изменений:
Каждый учитель имеет своё однозначное мнение на счёт «идеального» урока. И, если раньше, учителя должны были придерживаться чётких правил и порядка его проведения, то сейчас учебный процесс полностью направлен на развитие личности ученика, его самоорганизации и интереса. В свою очередь, педагогу предоставляется больше возможностей, средств и платформ для организации своей деятельности.
Суть современного урока заключается в гармонии обучения, развития и воспитания. Важный пункт каждого урока это его цель. Ни один хороший урок не может начаться без чёткого определения конечной цели.
Новые ФГОС акцентируют особое внимание на развитии личности учащегося и использовании индивидуального подхода. В процессе обучения педагог в первую очередь направляет, а ученик самостоятельно осваивает материал. Основная задача учителя — помочь получить новые знания.
Новые стандарты определяют четыре типа урока:
Структура урока зависит от ступени образовании.
Современный урок состоит из 10 этапов: мотивация → актуализация знаний → целеполагание → решение поставленной проблемы → коррекция → закрепление → систематизация знаний → объяснение домашнего задания → подведение итогов → рефлексия.
Их наличие и последовательность могут отличаться в зависимости от типа урока.
Главная цель урока в начальной школе — способствовать самостоятельному развитию учащихся. Структура урока выстраивается таким образом, чтобы учителю было чётко понятно как усваивается материал.
Так, на уроке первого типа, открытие нового, ребёнок учится находить новые знания самостоятельно.
На уроке отработки умений и рефлексии дети учатся справляться с трудностями и находить пути решения при различных затруднениях.
Перейти от сложного к частному и структурировать поможет урок третьего типа — систематизация новых знаний.
Урок развивающего контроля поможет понять как правильно оценить свои силы и как контролировать уровень сложности работы.
Урок в средней школе состоит из тех же 10 этапов: мотивация → актуализация знаний → целеполагание → решение поставленной проблемы → коррекция → закрепление → систематизация знаний → объяснение домашнего задания → подведение итогов → рефлексия.
Появляются задачи нового типа. При этом, школьники продолжают развивать УУД, которые были заложены в начальной школе. Но теперь ученик самостоятельно несёт ответственность за свои результаты.
Настроить учеников на самостоятельность в образовательном процессе можно несколькими методами:
Учитель выполняет роль наставника, а ученики самостоятельно выделяют полезную информацию. Именно так должен работать урок в современном образовании.
По новым стандартам достигать результатов в обучении можно не только на уроках. Важный инструмент для этого — внеурочная деятельность. Отмечается, что она обязательна.
По ФГОС на внеурочную деятельность отводится 1320 часов на начальной ступени образования и 1750 часов на основной.
При этом внеурочная деятельность должна обладать преимущественно воспитательной направленностью и развивать социальную, творческую, интеллектуальную, общекультурную, физическую, гражданско-патриотическую сферу жизни учащихся.
Новые ФГОС действуют с 1 сентября 2022 года. Дети, принятые на обучение в этот год будут учиться уже по новым стандартам. Отмечается, что обучающиеся, принятые в учебное заведение ранее принятых поправок, могут обучаться по новым стандартам только с письменного согласия родителей.
Новые стандарты указывают максимально конкретные требования к предметам и теперь точно можно определить, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Добавлены новые требования, согласно которым место жительства и доход семьи не могут влиять на качество получаемого образования. Новые стандарты позволят школьнику больше заниматься наукой, исследованиями, используя передовое оборудование.
Уменьшили количество внеурочной деятельности с 1350 часов до 1320 часов за весь период обучения в начальной школе. И изменили объём часов, которые отведены на уроки — подняли минимальное количество и уменьшили максимальное. По старым ФГОС минимальная нагрузка была 2904 часа, теперь она составляет 2954 часа, а максимальная нагрузка теперь 3190 часов вместо 3345 часов.
Важной особенностью стало разделение учебного процесса не на годы, а на этапы, что позволит школам самим формировать учебный план, исходя из способностей учащихся. Особенно полезно это для школ, которые обучают одарённых детей.
На уровне начального образования ключевым изменением является чёткое определение требований по каждой учебной дисциплине.
В положениях прошлых лет ключевая роль отводилась метапредметным результатам.
Основной целью метапредметов является научить самостоятельно узнавать новое, критически мыслить, формулировать и аргументировать свою точку зрения, работать с информацией и уметь выстраивать диалоги и дискуссии. Они формируются в процессе всего обучения.
Новые ФГОС конкретно определяют метапредметные результаты по сравнению со старыми. Если ранее они не были изложены достаточно подробно, то теперь было добавлено описание по группам и определены конкретные критерии, по которым они сформированы.
Они конкретизированы по видам универсальные учебные действия (УУД) и сгруппированы на три направления:
Также были основательно обновлены и раскрыты результаты этих групп, появляется новая установка на совместную деятельность как отдельный планируемый метапредметный результат и впервые появляется понятие «эмоциональный интеллект».
Точные метапредметные результаты, которые перечислены в ФГОС, различаются для каждого уровня образования.
Предполагается, что учителям теперь будет проще оценить процесс обучения и добиться большей эффективности. Также, это позволит проконтролировать качество обучения самого педагога.
Ещё не с нами?
Зарегистрируйтесь — это займёт всего пару минут. Получите бесплатный доступ к файлам для скачивания, возможность присоединиться к вебинарам, пройти квалификационные и развлекательные тесты и поучаствовать в конкурсах профессионального мастерства.
Добро пожаловать!