Предметные результаты по новым ФГОС

18 мая 2023 г.
Предметные результаты согласно ФГОС в 2021 году претерпели много изменений. Теперь в обновлённых стандартах учителя могут ориентироваться на чёткие требования по каждой учебной дисциплине. А новые образовательные стандарты позволяют точно определить результаты обучения и достичь их.

Обновление ФГОС СОО: ключевые изменения

В новые федеральные государственные образовательные стандарты добавили много изменений. Самое важное из них — конкретизация. Теперь каждое требование раскрыто достаточно подробно и исключает спорные формулировки.

Среди основных изменений:

  • Школы должны обеспечить вариативность учебных программ.
  • Личностные и метапредметные результаты теперь сгруппированы и описаны подробно.
  • Пересмотрена рабочая программа воспитания.
  • Изменили количество урочных и внеурочных занятий.
  • Обновлён список обязательных учебных предметов.
  • Закреплена возможность школы использовать электронные и дистанционные технологии в обучении.
  • Новые ФГОС исключили требование повышать квалификацию педагогов раз в три года (но не исключили обязанность периодически повышать её).

Организация уроков обучения

Каждый учитель имеет своё однозначное мнение на счёт «идеального» урока. И, если раньше, учителя должны были придерживаться чётких правил и порядка его проведения, то сейчас учебный процесс полностью направлен на развитие личности ученика, его самоорганизации и интереса. В свою очередь, педагогу предоставляется больше возможностей, средств и платформ для организации своей деятельности.

Суть современного урока заключается в гармонии обучения, развития и воспитания. Важный пункт каждого урока это его цель. Ни один хороший урок не может начаться без чёткого определения конечной цели.

Новые ФГОС акцентируют особое внимание на развитии личности учащегося и использовании индивидуального подхода. В процессе обучения педагог в первую очередь направляет, а ученик самостоятельно осваивает материал. Основная задача учителя — помочь получить новые знания.

Новые стандарты определяют четыре типа урока:

  1. Открытие нового.
  2. Отработка умений и рефлексия.
  3. Систематизация новых знаний.
  4. Развивающий контроль.

Структура урока зависит от ступени образовании.

Уроки в начальной школе

Современный урок состоит из 10 этапов: мотивация → актуализация знаний → целеполагание → решение поставленной проблемы → коррекция → закрепление → систематизация знаний → объяснение домашнего задания → подведение итогов → рефлексия.

Их наличие и последовательность могут отличаться в зависимости от типа урока.

Главная цель урока в начальной школе — способствовать самостоятельному развитию учащихся. Структура урока выстраивается таким образом, чтобы учителю было чётко понятно как усваивается материал.

Так, на уроке первого типа, открытие нового, ребёнок учится находить новые знания самостоятельно.

На уроке отработки умений и рефлексии дети учатся справляться с трудностями и находить пути решения при различных затруднениях.

Перейти от сложного к частному и структурировать поможет урок третьего типа — систематизация новых знаний.

Урок развивающего контроля поможет понять как правильно оценить свои силы и как контролировать уровень сложности работы.

Уроки в средней школе

Урок в средней школе состоит из тех же 10 этапов: мотивация → актуализация знаний → целеполагание → решение поставленной проблемы → коррекция → закрепление → систематизация знаний → объяснение домашнего задания → подведение итогов → рефлексия.

Появляются задачи нового типа. При этом, школьники продолжают развивать УУД, которые были заложены в начальной школе. Но теперь ученик самостоятельно несёт ответственность за свои результаты.

Настроить учеников на самостоятельность в образовательном процессе можно несколькими методами:

  1. Задавать наводящие вопросы, что будет особенно полезно, если дети испытывают сложности с самостоятельным формулированием целей и задач урока.
  2. Определить тему урока так, чтобы учащиеся могли самостоятельно формулировать цели и задачи.
  3. Задать проблему, которая поможет сформулировать тему, цели и задачи урока.

Учитель выполняет роль наставника, а ученики самостоятельно выделяют полезную информацию. Именно так должен работать урок в современном образовании.

Организация внеурочной деятельности

По новым стандартам достигать результатов в обучении можно не только на уроках. Важный инструмент для этого — внеурочная деятельность. Отмечается, что она обязательна.

По ФГОС на внеурочную деятельность отводится 1320 часов на начальной ступени образования и 1750 часов на основной.

При этом внеурочная деятельность должна обладать преимущественно воспитательной направленностью и развивать социальную, творческую, интеллектуальную, общекультурную, физическую, гражданско-патриотическую сферу жизни учащихся.

Обновленные ФГОС НОО: особенности и изменения

Новые ФГОС действуют с 1 сентября 2022 года. Дети, принятые на обучение в этот год будут учиться уже по новым стандартам. Отмечается, что обучающиеся, принятые в учебное заведение ранее принятых поправок, могут обучаться по новым стандартам только с письменного согласия родителей.

Новые стандарты указывают максимально конкретные требования к предметам и теперь точно можно определить, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

Добавлены новые требования, согласно которым место жительства и доход семьи не могут влиять на качество получаемого образования. Новые стандарты позволят школьнику больше заниматься наукой, исследованиями, используя передовое оборудование.

Уменьшили количество внеурочной деятельности с 1350 часов до 1320 часов за весь период обучения в начальной школе. И изменили объём часов, которые отведены на уроки — подняли минимальное количество и уменьшили максимальное. По старым ФГОС минимальная нагрузка была 2904 часа, теперь она составляет 2954 часа, а максимальная нагрузка теперь 3190 часов вместо 3345 часов.

Важной особенностью стало разделение учебного процесса не на годы, а на этапы, что позволит школам самим формировать учебный план, исходя из способностей учащихся. Особенно полезно это для школ, которые обучают одарённых детей.

На уровне начального образования ключевым изменением является чёткое определение требований по каждой учебной дисциплине.

Метапредметные результаты обучения

В положениях прошлых лет ключевая роль отводилась метапредметным результатам.

Основной целью метапредметов является научить самостоятельно узнавать новое, критически мыслить, формулировать и аргументировать свою точку зрения, работать с информацией и уметь выстраивать диалоги и дискуссии. Они формируются в процессе всего обучения.

Новые ФГОС конкретно определяют метапредметные результаты по сравнению со старыми. Если ранее они не были изложены достаточно подробно, то теперь было добавлено описание по группам и определены конкретные критерии, по которым они сформированы.

Они конкретизированы по видам универсальные учебные действия (УУД) и сгруппированы на три направления:

  1. Познавательные, в которых выделены три группы: «базовые логические действия», «базовые исследовательские действия», «работа с информацией».
  2. Коммуникативные: «общение» и «совместная деятельность».
  3. Регулятивные: «самоорганизация», «самоконтроль», «эмоциональный интеллект» и «принятие себя и других».

Также были основательно обновлены и раскрыты результаты этих групп, появляется новая установка на совместную деятельность как отдельный планируемый метапредметный результат и впервые появляется понятие «эмоциональный интеллект».

Точные метапредметные результаты, которые перечислены в ФГОС, различаются для каждого уровня образования.

Предполагается, что учителям теперь будет проще оценить процесс обучения и добиться большей эффективности. Также, это позволит проконтролировать качество обучения самого педагога. Мы нашли для вас ФГОС СОО и НОО с изменениями – скачайте файлы после прочтения.

Скачайте файлы

ФГОС СОО
5.28 МБ
Скачать
5.28 МБ

Изменения ФГОС СОО
206.64 КБ
Скачать
206.64 КБ

ФГОС НОО
3.21 МБ
Скачать
3.21 МБ

Изменения ФГОС НОО
199.31 КБ
Скачать
199.31 КБ
Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет