Независимая оценка качества условий образовательной деятельности

2 мая 2023 г.
Независимая оценка качества образования (НОКО) существует для улучшения условий предоставляемых услуг обучения. Обычно такая процедура проводится раз в три года, но при необходимости — ежегодно. Нормативно-правовая база прописана и зафиксирована Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Независимая оценка качества условий образовательной деятельности

Он служит для сбора таких данных как:

  • качество реализации образовательных услуг;
  • уровень подготовки обучающихся
  • специфика и условия осуществления образовательной деятельности.

Одной из целей НОКО является открытость и доступность информации об учреждениях.

Этапы проведения оценки

Процесс проведения НОК проходит в шесть этапов.

  • Подготовительный этап. Здесь происходит определение участников оценки, формируется комиссия, разрабатывается методика оценки.
  • Далее следует организационный этап, где подготавливают ресурсы для проведения оценки. На этом шаге также информируют студентов, преподавателей и администрацию учебного заведения о предстоящей оценке.
  • В реализационном этапе проводится оценка качества условий образовательной деятельности. Для этого идет сбор информации о качестве обучения, о проведении исследований, различных мероприятиях, состоянии материально-технической базы и системе управления.
  • Аналитический этап включает в себя обработку и анализ полученных данных. Благодаря этому выявляются проблемы и подбираются наиболее эффективные аспекты качества условий образовательной деятельности.
  • Представительский этап. Информирование о результатах оценки администрации учебного заведения, студентам и преподавателям. Также составляются рекомендации по улучшению условий обучения.
  • Путем мониторинга проводятся наблюдения для установления изменений качества условий образования и эффективности проведенных мероприятий.

Место проведения исследования

Место проведения исследования независимой оценки качества условий образовательной деятельности может быть разным, все зависит от цели и характера исследования.

Допустим, речь идет об оценке качества образования национального уровня, то место проведения может быть государственными учреждениями (например, Министерством образования и науки), а также научными и экспертными центрами, которые специализируются на исследовании качества образования.

Говоря об оценке качества образования на уровне отдельных образовательных учреждений, то местом проведения исследования могут быть как сами учебные заведения, так и внешние оценщики, которых привлекла администрация этих учреждений.

Так или иначе, проведение НОК требует профессионализма и объективности со стороны экспертов, а также доступности для их работы всей необходимой информации и ресурсов.

Типы организаций

А теперь рассмотрим, что предполагает НОК в разных учреждениях.

  • Государственные учреждения. Процедура оценки проводится специальными организациями, и позволяет оценить качество образования, предоставляемого государственными учреждениями, и установить, что условия обучения соответствуют требованиям государственных стандартов. Цель НОК — улучшение качества обучения, повышение уровня подготовки студентов и выпускников. Контроль соблюдения государственных стандартов. В первую очередь проверяется правильность организации учебного процесса, изучается материально-техническая база, и проводится анализ педагогического состава.
  • Муниципальные учреждения. Здесь предполагается детальная оценка всей инфраструктуры, кадрового потенциала, учебных планов, используемых технологий и т.д. Путем независимой оценки выявляются сильные и слабые стороны в работе образовательных учреждений, определяются причины проблем, которые появятся в ходе оценивания. Разрабатываются план и рекомендации по улучшению учебного процесса.
  • Дошкольные образовательные учреждения. Здесь НОК направлена на определение соответствия условий образовательной деятельности в дошкольных учреждениях установленным нормам и стандартам. Оценка проводится независимыми экспертами, которые используют специальные инструменты и методики для сбора и анализа информации. В первую очередь оценивается качество образовательных программ и проверяется соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей. Эксперты также смотрят на квалификацию и профподготовку педагогических работников. Оценивается и организация воспитательно-образовательного процесса (наличие индивидуальных планов и программ развития детей, организация различных видов деятельности).
  • Общеобразовательные учреждения. Специалисты анализируют и оценивают качество условий образовательного процесса в школах, лицеях, гимназиях и других образовательных учреждениях. Оценка производится по стандартам Министерства образования РФ. Комиссия проверяет качество процесса обучения, состояние здания и его безопасность, качество питания, а также доступность обучения лицам с ограничениями здоровья. После всех проверок составляется отчет, где зафиксированы недостатки и рекомендации по их устранению.
  • Учреждения дополнительного образования. Оценка проводится специальными экспертными комиссиями, которые имеют большой опыт работы в данной сфере. Они оценивают как материально-техническую базу учреждений, так и квалификацию педагогических кадров. Проверяется уровень предоставляемых образовательных программ и дополнительных услуг. Специалисты смотрят на работу по организации досуга и развития детей. Для успешного прохождения оценки нужно наличие оборудованных помещений, педагогический состав должен быть квалифицирован и соответствовать профильным программам, по которым работает сотрудник. Обязательно должен быть контроль качества предоставляемых услуг и доступности информации, в том числе для родителей. Оценивается также разнообразие дополнительных программ и индивидуальный подход к ребенку.
  • Учреждения дополнительного профессионального образования. Оценка может проводиться специализированными организациями или экспертными комиссиями. Проверяется квалификация преподавателей и наличие нужных лицензий на осуществляемую деятельность. Обращается внимание на качество учебных материалов и оборудования, и соответствие их установленным стандартам. Методики и технологии должны быть актуальны и эффективны для лучшего усвоения материала учащимися. Все условия организации учебного процесса должны быть соблюдены, например, комфорт и безопасность учебных помещений.
  • Учреждения среднего профессионального образования. Оценка проводится с целью выявления уровня качества образовательного процесса и установления соответствия требованиям государственных образовательных стандартов. Осуществляется комплексный анализ факторов, которые могут влиять на качество образования. Как и везде, смотрят на кадровый состав и их компетентность, как оборудованы помещения, актуальна ли учебно-методическая база для организации эффективного процесса обучения. Оценку проводит комиссия из разных образовательных организаций, работодателей и социальных экспертов. В процедуре оценивания анализируют и проверяют качество учебного процесса. Результаты оценки представляются в виде отчета, в котором содержится анализ сильных и слабых сторон образовательной организации, рекомендации по улучшению качества образовательного процесса и соответствия требованиям государственных образовательных стандартов. Отчет является основой для разработки плана действий по улучшению качества образования в учреждении.

МЭО

Ещё не с нами?

Зарегистрируйтесь — это займёт всего пару минут. Получите бесплатный доступ к файлам для скачивания, возможность присоединиться к вебинарам, пройти квалификационные и развлекательные тесты и поучаствовать в конкурсах профессионального мастерства.

Добро пожаловать!

Зарегистрироваться

Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33