МЭО — помощник преодоления затруднений у школьников в решении текстовых задач

28 марта 2023 г.
Решение текстовых задач — реальная проблема, приводящая к многочисленным затруднениям и чувству тревоги обучающихся.
МЭО — помощник преодоления затруднений у школьников в решении текстовых задач

Анализ результатов государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах показывает, что процент правильно выполненных заданий, в состав которых входила текстовая задача, невысок, а многие выпускники вообще не приступают к этим заданиям.

Почему?

Во-первых, любая задача — это текст, смысл которого следует понять, чтобы затем на его основе смоделировать описанную ситуацию.

Во-вторых, нужно правильно решить составленную математическую модель (правильно выполнить последовательность действий, решить уравнение).

В-третьих, в зависимости от типа задачи, применить тот или иной алгоритм действий, и правильно оформить решение.

Поэтому решение текстовых задач, безусловно, актуальная проблема. Мы нашли для вас Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2023 году, а также пример анализа результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов.

Скачайте файлы

Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2023 году
1.24 МБ
Скачать
1.24 МБ

Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов
638.07 КБ
Скачать
638.07 КБ

Кроме того, анализ современных учебников показывает, что если в 5-6 классах доля номеров с текстовыми задачами составляет около 30% , то в 8 и 9 классах этот процент снижается до 7.

Отсюда следует неутешительный вывод — научиться решать задания такого плана школьники смогут только в 5-6 классах, поскольку в дальнейшем эти навыки только закрепляются с применением более сложных алгебраических, логических конструкций.

В 5 и 6 классах решение текстовых задач — основной вид деятельности на уроке. Как научить решать текстовые задачи так, чтобы в старших классах этот навык помог набрать дополнительные баллы на экзамене и сформировал умение выстраивать модель поставленной задачи, приводящую к её верному решению?

Весь процесс решения задачи представляет собой восемь этапов:

  1. анализ задачи;
  2. схематическая запись задачи;
  3. поиск способа решения задачи;
  4. осуществление решения задачи;
  5. проверка решения задачи;
  6. исследование задачи;
  7. формулирование ответа задачи;

Раскроем каждый этап более подробно на основе материалов контента «Мобильное электронное образование» на примере курса «Математика 5 класс». Занятие 3 Решение текстовых задач.

На первом этапе необходимо замотивировать ученика, чтобы он осознанно вступил в учебную деятельность. В этом нам поможет Задание к занятию.

Рассмотрим интернет-урок 3. Задачи на движение.

Следующим структурным элементом урока является актуализация ранее изученного материала.

Вот таким образом она предлагается в интернет-уроке.

Рассмотрим задачи на сближение, представленные в интернет-уроке

  1. Анализ задачи.

Получив и прочитав задачу, нужно: рассмотреть, что это за задача, о чем идет речь в задаче, каковы ее условия, что дано и в чем заключаются требования, т.е. провести первичный анализ задачи.

  • В задаче говорится о двух автомобилях.
  • Известны скорости обоих автомобилей
  • Известно расстояние между городами.
  • Что нужно узнать в задаче?
  1. Схематическая запись задачи.

Следующее, что нужно сделать — это записать и оформить анализ задачи. Можно использовать разного рода схематические записи задач.

Текстовые задачи нельзя решать без краткой записи. Причём неважно, будет ли она в виде таблицы, схемы, рисунка, записи или же чертежа. При этом сложные задачи подчас требуют интерпретации и в виде схемы, и в виде обычной записи, и в виде таблицы одновременно.

Если в задаче затруднительно составить краткую запись, то в таких случаях необходимо устно с учениками рассмотреть все ключевые моменты условия, сделать необходимые пометки. Краткая запись формирует умение логически мыслить, выстраивать план действий и самостоятельно схематически интерпретировать условие. А это, несомненно, развивает образное мышление у школьников.

  1. Поиск способа решения задачи.

Известно, что решить задачу зачастую можно несколькими способами. Поэтому, решив задачу, нужно подумать, есть ли другой (более рациональный) способ решения. Из нескольких способов решения задачи нужно выбирать более простой и рациональный, т. е. быстрее приводящий к цели.

В интернет-уроке представлено 2 способа решения. При этом, реализуя системно-деятельностный подход, разработчики предлагают обучающимся порассуждать и ответить на вопрос: «Подумайте и объясните, какой способ удобнее и почему?»

  1. Осуществление решения задачи.

Когда найден способ решения задачи, его нужно реализовать практически, т.е. решить задачу.

  1. Проверка решения задачи.

После того, как решение задачи было реализовано и изложено (устно, письменно), необходимо убедиться в правильности решения и соответствия основным требованиям задачи.

 

  1. Исследование задачи.

Произвести исследование задачи — значит определить, имеет ли задача решение и сколькими способами в каждом отдельном случае ее можно решить. А при каких условиях задача вообще не имеет решения.

  1. Формулирование ответа задачи.

Зная точное решение задачи, исследовав задачу, можно точно и четко ее ответ сформулировать.

На этапе подготовки к преодолению трудностей урока можно предложить ученикам решение задачи 2.

При этом авторы предлагают выделение точечного проблемного момента, с которым сталкиваются обучающиеся, разными способами:

  • через задания-тренажеры;

  • или задачу 3.

Текстовые задачи нельзя решать эпизодически.

На этапе отработки заданий разработчики предлагают достаточное количество задач на сближение объектов.

На ЕГЭ, ОГЭ, ВПР присутствуют задачи на сближение.

ЕГЭ:

ОГЭ:

ВПР 7 класс:

ВПР 8 класс:

Решение текстовых задач является одним из наиболее эффективных средств, реализующих цель образования, связанную с формированием инициативной, творческой личности, так как при решении текстовых задач реализуются все три этапа применения математики:

  • формализация знаний;
  • составление математической модели и решения задачи внутри составленной математической модели;
  • интерпретация полученного решения задачи.

Умение решать математические (и не только математические) задачи помогает ученику, а позже и взрослому человеку глубже выяснить различные стороны взаимосвязей жизни, расширить свои представления о реальной действительности.

Задачи показывают значение математики повседневной жизни, помогают школьникам использовать полученные знания в практической деятельности.

Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет