Какими бывают ДОО? Перечисляем виды детских садов

17 октября 2023 г.
В России семьям, имеющим детей, доступны различные виды детских садов для удовлетворения потребностей воспитания и развития ребенка и его подготовки к школе. При этом любая разновидность детского дошкольного учреждения должна отвечать требованиям нормативной базы РФ и учитывать главные принципы гармоничного и всестороннего развития ребенка.

Подписывайтесь
Ещё больше полезных материалов для педагогов детских садов — в группе ВК «МЭО Детский сад»

Законодательная база о детских садах

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ». Содержит общие положения об образовании.
  2. Приказ Минобразования № 1014 от 30.08.2013. Базовый документ про организацию образования дошкольников.
  3. Приказ Минобразования № 1155 от 17.10.2013 года. Содержит подробный стандарт дошкольного образования.
  4. На основе общего стандарта в регионах и городах разрабатываются локальные стандарты. Такой стандарт утвердил, например, приказ Департамента образования и науки города Москвы № 144 от 14.03.2022 года.
  5. Письмо Минобразования № 08-1049 от 05.08.2013 года. В нем описаны формы ухода и присмотра за детьми.
Скачайте документы из списка

Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
1.67 МБ
Скачать
1.67 МБ

Федеральный закон Об образовании в РФ
7.1 МБ
Скачать
7.1 МБ

Приказ Минобразования № 1155 от 17.10.2013
58.36 КБ
Скачать
58.36 КБ

Приказ Департамента образования и науки города Москвы № 144 от 14.03.2022
2.97 МБ
Скачать
2.97 МБ

Письмо Минобразования № 08-1049 от 05.08.2013
22.9 КБ
Скачать
22.9 КБ

Виды детских садов и их задачи

В общем смысле детский сад — это специальное учреждение, где ребенок пребывает с 3 до 7 лет под присмотром специалистов. Родители поручают специалистам детского сада общее и творческое развитие ребенка. Также в саду дети получают первые навыки общения, получают важные бытовые навыки, готовятся к поступлению в школу.

Независимо от того, государственное это учреждение или частное, деятельность дошкольной организации должна выполнять следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья ребенка и охрана его жизни.
  2. Личностное, интеллектуальное и физическое развитие.
  3. Выявление и коррекция отклонений в развитии.
  4. Объяснение воспитанникам общечеловеческих ценностей и приобщение к ним.
  5. Полноценное развитие ребенка совместно с семьей.
  6. Проведение общеразвивающих занятий с детьми в группе.

Виды детсадов по типу собственности

Тип собственности показывает, кто является учредителем дошкольного учреждения и какая в нем форма управления. Для родителей важно то, что от вида детского сада будет зависеть обеспечение детей (игрушками, развивающими материалами), качество питания, программа обучения и стоимость услуг.

  1. Муниципальные детские садики.
  2. Ведомственные садики.
  3. Коммерческие детские сады.
  4. Детские сады на дому (семейный, домашний тип).

Государственные ДОО работают по ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), их спонсирует правительство. Это — самый общедоступный вид начального образования, так как попасть туда и оставлять ребёнка можно бесплатно. В общеразвивающих заведениях приветствуется инклюзивное образование — это означает, что с детьми может заниматься ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Из особенностей:

  1. Прохождение программы гарантирует попадание в школу.
  2. Комплексный подход к развитию личности ребёнка.
  3. Бесплатное питание.
  4. Можно оставить малыша на половину дня или на полный день.
  5. Государственные сады делятся на общеразвивающие, комбинированные, компенсирующие (коррекционные), с углублённым изучением предметной области, — все они могут разделяться на другие узконаправленные виды.

Из недостатков:

  1. Очереди в детские сады могут быть длинными и не факт, что до ребёнка она дойдёт вовремя.
  2. Содержание может быть платным — символическую сумму в месяц лучше уточнять в конкретном заведении.
  3. Человеческий фактор и игнорирование жалоб — возможно, что в группах будут некомпетентные воспитатели, а руководство учреждения будет бездействовать.
  4. Программу иногда изучают не полностью или так, что дети не успевают осознать получаемые знания.
  5. Крупные группы — до 30 человек.

Частные садики обычно предлагают индивидуальные программы и услуги, которые могут отличаться от государственных детских садов, занятия могут проводиться не по ФГОС ДО. Родителям предлагают гибкий график обучения и развития, специализированные программы и направления, такие как музыка, спорт, искусство.

Как правило, каждое частное учреждение всё равно следует образовательному стандарту, расширяя его и делая больше ежедневных занятий. Это может быть плюсом для одарённых детей и минусом для всех остальных — у ребёнка может не остаться времени на игру, и он переутомится, начнёт отвлекаться на игрушки.

Цены на частные сады разные, питание оплачивается отдельно во многих из них. А прежде чем отдавать ребёнка в такое заведение — надо проверить аккредитацию от государства. Если её нет, то перед родителем будет детский клуб, а не образовательная организация.

Виды детских садов по возрасту детей

ДОО могут различаться по возрасту воспитанников, которых учреждение может принять на воспитание:

Обычные детские сады

В них выделяют разные возрастные группы: ясельная, младшая, средняя, старшая, подготовительные. Дети всегда занимаются вместе со своими сверстниками, а педагоги строят программу обучения и развития с учетом особенностей каждого возрастного периода.

Ясли

В таком детском саду формируют группы для воспитанников младшего возраста, упор сделан на полноценный уход за ними. Это разгружает родителей и дает им уверенность в том, что в течение дня за ребенком будут присматривать профильные специалисты.

Виды детсадов по длительности пребывания

Родители детского сада могут выбрать организацию исходя из того, на какой срок в течение дня они готовы оставить ребенка на попечение педагогов.

  1. Кратковременное пребывание — от 3 до 5 часов ежедневно.
  2. Укороченный день — до 10 часов.
  3. Полный день — 12 часов.
  4. Продленный день — 14 часов.

Виды детских садов по направленности деятельности

При выборе детского сада учитывается его профиль, что означает приоритеты, которыми руководствует администрация учреждения при построении программы развития своих подопечных.

Обычный детский сад

Обычно приоритеты развития не выделяются, ребенок посещает разные занятия, направленные на творческое, образовательное и личностное развитие, без упора на конкретные виды занятий.

Общеразвивающие детские сады

Ориентированы на всестороннее развитие ребенка с выделением приоритетных аспектов образования:

  • художественно-эстетическое;
  • интеллектуальное;
  • физическое.

Компенсирующие детские сады

Специалисты детского сада углубленно работают на коррекции разных отклонений у воспитанника — физических и психических. Для этого организуют специализированные тематические и реабилитационные занятий, часто к этой работе привлекают родителей, а также отслеживают динамику изменений.

Учреждения дорабатывают программу для каждой группы с особенностями индивидуально, — нарушения слуха, зрения, сложные дефекты, проблемы с речью — а помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники для каждого диагноза, детские психологи. Приём в такое заведение возможен только по направлению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), содержание и питание — бесплатные.

Группы маленькие — не больше 15 детей, только в речевых может быть немного больше, а у ребят со сложными ограничениями намного меньше. Так специалисты могут уделить внимание каждому ребёнку и комплексно корректировать диагноз. Проводится работа и с родителями — специалисты помогают понять ребёнка с ОВЗ, преодолеть страхи, сомнения и укрепить семейную связь. А для детей проходит больше занятий, чем в общеразвивающем детском саду — так ребёнок за день может позаниматься у воспитателя, логопеда, психолога и сходить на физкультуру или танцы.

Детские сады присмотра и оздоровления

Приоритет педагогов в учреждениях — всесторонне улучшать состояние здоровья ребенка, проводить оздоровительные мероприятия и профилактику новых заболеваний.

Каждый родитель решает сам, куда отдать ребёнка. Даже ПМПК носит рекомендательный характер — направление не обязательно использовать, детей даже с ним можно отдать в общеразвивающий детский сад. Только следует учитывать, что каждый вид создан под определённые потребности ребят, которым будет уделяться или больше, или меньше времени. Выбор остаётся за семьёй.

Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет