Инклюзивное образование. Новые возможности для всех и каждого

20 апреля 2023 г.
Образовательную среду сегодня почти невозможно представить себе без цифровых технологий. А когда обучение и воспитание касается детей с особыми образовательными потребностями, новые технологии помогают педагогам решить самые важные задачи. На Втором всероссийском форуме успешных цифровых практик дошкольные педагоги поделились собственным опытом использования цифровой образовательной среды МЭО в своей работе.

Ирина Владимировна Сивицкая, заместитель заведующего по воспитательной работе, и Светлана Николаевна Громова, учитель-логопед Детского сада № 21 Ленинградской области, город Кириши, рассказали об опыте использования инструментов цифровой образовательной платформы МЭО для активизации словаря детей от 4 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

С цифровой платформой МЭО наше учреждение познакомилось в 2020 году. Исследуя возможности содержания платформы, мы провели техническое оснащение всего учреждения, закупили интерактивный комплекс, компьютеры, провели устойчивый интернет по всему зданию, обозначили, что участвовать в деятельности на инновационной площадке будут именно логопедические группы.

Одной из основных задач коррекционной программы является самостоятельное овладение детьми связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению в школе. Поэтому задачи инновационной площадки работают на конечную цель коррекционного образования. Мы нашли для вас Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Скачайте файл

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ
490.96 КБ
Скачать
490.96 КБ

Мы определили, что наиболее эффективно использование возможностей МЭО будет при работе с лексической стороной речи воспитанников. Внедрение в практику коррекционной работы информационных технологий на базе цифровой образовательной платформы МЭО позволило нам разнообразить игровые моменты словарной работы, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, а также использовать различные стимульные материалы, звучащую речь, мотивационные картинки, звуки природы и многое другое.

Наталья Владимировна Богач, заместитель директора, Ксения Леонидовна Мурзина, заместитель заведующего, старший воспитатель детского сада № 19 «Радость» рассказали про цифровое образовательное пространство самоорганизации детей дошкольного возраста.

Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Отсюда и возникает необходимость в цифровизации учебного процесса для успешного использования новых педагогических технологий образования и воспитания дошкольников. Одним из инструментов выполнения такого требования и стала цифровая образовательная платформа МЭО.

С 2020 года наш детский сад является инновационной площадкой по направлению развития проектных компетенций как средств формирования навыков самоопределения, самоорганизации, самореализации ребенка в цифровом образовательном пространстве. Организация образовательной деятельности осуществляется в разных формах: групповые занятия, индивидуальные занятия, в которых часто принимают участие специалисты детского сада и организованные центры.

Работа в центрах проводится по календарно-тематическому планированию, по темам недели, и большое внимание мы уделяем взаимодействию с родителями в работе с платформой МЭО. «Челлендж» — это одна из функций, при помощи которой мы попытались заинтересовать, увлечь и научить родителей общаться, взаимодействовать с собственным ребенком, а также показать преимущество работы на платформе МЭО.

Ребенок выполняет задание на видеокамеру и размещает его на платформе, через сообщение предлагает следующему повторить или продолжить задуманную тему. А родители помогают сформулировать текст и сделать видеозапись.

Следующий формат — это навигатор. Ранняя профориентация дошкольников — это первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений. Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад и впервые узнает о разных видах профессий. При помощи навигатора и в соответствии с возрастом детей мы проводим работу по профессиональной ориентации дошкольников. Дети среднего возраста совершают экскурсии по детскому саду и знакомятся с профессиями ближайшего окружения. А дети старшего дошкольного возраста знакомятся с профессиями своих родителей. Это помогает познакомить детей с миром профессий и результатами труда, а также воспитывать уважение к трудящимся людям. Мы организуем встречи родителей с воспитанниками, где они рассказывают о своей профессии. Многие родители показывают видеоролики с места работы, чтобы показать и рассказать детям про свое рабочее место.

Следующая наша форма взаимодействия — это календарь событий. С помощью рисунков, коллажей, аппликаций, схем, знаков, символов дети фиксируют самое интересное событие дня, прожитое в детском саду. В календаре отражается вся информация по образовательным областям, вся работа по продуктивной деятельности. В конце дня воспитанники определяют события, которые хотели бы отразить в календаре. В этом нам помогает еще одна технология — вечерний круг, в ходе которого мы подводим итоги прошедшего дня.

Наверное, у вас возникает вопрос: причем здесь платформа МЭО? Приведу пример. Ребенок посещает детский сад, но активно участвует в жизни группы посредством платформы, родителям предлагается дома зафиксировать самое интересное событие с ребенком, используя функцию личных сообщений и отправив педагогам фотографии. Таким образом мы получаем обратную связь от воспитанников. Но не все родители имеют возможность работать с нами в режиме онлайн, поэтому некоторые из них делятся фотографиями работы детей над календарем и отправляют нам сообщения.

За учебный год в календаре накапливается огромное количество полезной информации, в которую по необходимости можно возвращаться. Ежедневная работа с календарем помогает воспитанникам фиксировать, запоминать, систематизировать прошедшее. Календарь можно использовать как форму

плана на месяц. Платформа дает возможность всем детям, часто пропускающим сад, быть в курсе событий и принимать активное участие в жизни группы. Дети растут, расширяется их круг общения, возможности, способности, что позволяет нам на новом возрастном этапе усложнять задачу. Каждый день будет обозначен несколькими наиболее яркими событиями, впечатлениями, что позволяет значительно расширить масштабное восприятие памяти.

Учителя начальных классов госпитальных школ России «УчимЗнаем» Оксана Борисовна Атлы и Диана Львовна Хачатрян рассказали о применении технологий УДЕ на уроках математики с использованием адаптированных пособий и электронных образовательных ресурсов МЭО.

Хотим рассказать об опыте использования технологий укрупненных дидактических единиц, на основе которых строится планирование учебного предмета, и пособиях, которые создаются для ребят, находящихся на длительном лечении.

Как организовать учебный процесс в условиях госпитальной школы с учетом всего комплекса особенностей работы? Конечно же, в этом помогают правильно подобранные технологии, методики, цифровые ресурсы, с помощью которых осуществляется доступность учебного материала, индивидуализация его содержания с учетом психофизиологических особенностей и образовательных возможностей каждого ученика.

Одной из таких технологий выступает технология П. М. Эрдниева — укрупнение дидактических единиц, а именно совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий. Использование этой технологии позволяет формировать умение выделять существенное и главное в общем объеме учебного материала. А также формировать умение выявлять больше предметных знаний, увеличивать объем изучаемого материала, объединив его в крупные блоки, что создает резерв времени для закрепления, повторения учебного материала. А это особенно важно для организации учебного процесса в условиях стационара.

Учителя начальных классов проекта «УчимЗнаем» создали предметные справочники для ребят, находящихся на длительном лечении, и за основу была взята технология укрупненных дидактических единиц. Это позволило представить весь учебный материал компактно, включив основные разделы содержания справочника. В результате в двух справочниках в достаточно сжатом

варианте подготовлен весь курс русского языка и математики начальной школы. Работа со справочниками необходима ученику для успешного освоения школьной программы в условиях стационара.

Для практической реализации целей и задач мы используем цифровую образовательную платформу «Мобильные Электронное Образование», которая является единой платформой для учащихся проекта «УчимЗнаем». Эффективные тренажеры, работа с которыми дополняет теоретический материал справочника, вызывает интерес у учеников, мотивируя их к обучению.

Рассмотрим на примере курса математики использование технологии УДЕ. На изучение математики в общеобразовательной школе отводится 4 часа в неделю — всего 136 часов. Учебно-тематический план, который мы предлагаем для госпитальной школы, рассчитан на 35 часов — 1 час в неделю. Не трудно посчитать, что сокращение часов происходит в четыре раза. Основное содержание по разделам в нашем планировании представлено полностью. За счет чего удалось это сделать? Учебный материал мы распределили по группам. Первая группа — это фундаментальное содержание, основа, база. Вторая — это материал для самостоятельной работы или дополнительных занятий. Третья — материал повышенной сложности для самостоятельного изучения или внеурочной деятельности. Также в нашей таблице есть колонки, справочники и ссылки на «Мобильное Электронное Образование» с указанием страниц и занятий на материал, который можно использовать для изучения тем.

Нам удалось сократить время на изучение учебного материала, объединив взаимосвязанные понятия. Например, совместное изучение взаимно обратных действий, операций умножения и деления, составление решения обратных задач, сравнение противоположных понятий уравнения и неравенства, подача материала тематическими блоками.

Изучив новый материал, учитель должен убедиться, что ребенок может самостоятельно выполнять задания. Далее этот материал будет даваться во втором блоке самостоятельной работы для закрепления при минимальном времени на прохождение курса. Нам удалось в конце каждого полугодия выделить по 2-3 часа резервного времени, которое учитель использует по своему усмотрению, учитывая познавательные потребности учащегося.

Рассмотрим на примере тему площади. По школе России на изучение этой темы дается шесть уроков, в нашем планировании — три урока. Причем только на первых двух уроках эта тема выступает ведущей, а на третьем переходит во второй блок для самостоятельных работ. Также при знакомстве с единицами площади мы предлагаем дать сразу все, используя страницу справочника. Такая подача материала способствует формированию представления о взаимосвязи величин, их переводе из одной единицы в другую. Практические задания дают возможность отработать новый материал как вместе с учителем, так и самостоятельно. Разнообразие заданий одного урока позволяет учителю сделать подборку упражнений для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Как подтверждает практика, подача материала большими блоками дает возможность интенсивно погружаться в изучаемый материал и осознавать целостность и взаимосвязь изучаемых понятий, значительно экономить время, что очень ценно для работы в госпитальной школе.

Ольга Юрьевна Сомкина, учитель-логопед детского сада № 356 города Челябинска, выступила с темой «Обучение грамоте старших дошкольников с применением цифровой образовательной среды МЭО».

МЭО как средство обучения имеет широкие демонстрационные возможности и обладает такими важными чертами, как универсальность и функциональность, поэтому я как логопед решила применить его на своих занятиях по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.

Я работаю на группе с задержкой психического развития. Чтение, письмо — это те виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь.

При подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития — это категория воспитанников с особыми предпосылками к обучению грамоте, поэтому процесс будет строиться немного по-другому, нежели с нормотипичными детьми.

Приступим непосредственно к работе с МЭО. Начинаем мы ее с составления звуковых схем и слов, готовим детей, спрашиваем, из чего состоят слова, какие звуки бывают, приводим примеры — то есть повторяем весь материал, который прошли ранее. Перед началом выполнения задания мы можем предложить детям поиграть в игру «Покажи, какой звук». У детей на столах лежат разноцветные фишки, и педагог-логопед называет звук, а дети поднимают фишку нужного цвета.

МЭО позволяет проводить образовательную деятельность на эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большим количеством дидактического материала и способствует повышению качества образования.

Вероника Игоревна Ильясова, учитель-дефектолог детского сада № 356 города Челябинска представила тему «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Хочу поделиться опытом работы по использованию ресурсов МЭО в коррекционной работе учителя-дефектолога. В настоящее время многие педагоги в своей практике активно используют цифровую образовательную платформу «Мобильное электронное образование».

Дошкольный возраст — это возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. И одна из наиболее важных — это способность к познанию. Задача учителя-дефектолога, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания, на основе современных методик и образовательных технологий не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес и умение добывать ее самостоятельно.

Познавательный интерес — это стремление ребенка узнавать все новое, желание вникнуть в сущность процессов и найти связи и отношения между ними. Познавательными действиями называют активность детей, при помощи которой они стремятся получить новые знания. Большинство детей, посещающих группы компенсирующей направленности, имеют проблемы в развитии познавательных

психических процессов. У таких ребят нет интереса к обучению и повышенная утомляемость. В практике любого педагога встречаются дети, с которыми невозможно длительное время сидеть за столом, перебирать картинки, выполнять упражнения на развитие моторики. И вроде бы и упражнения интересные, все материалы красочные, но никак не ребенок никак не включается в занятия. Поэтому очень важно найти дополнительные пути и способы активизации внимания. И цифровая образовательная платформа МЭО в этом плане дает потрясающие возможности для осуществления познавательной деятельности.

Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет