Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Содержание статьи
У агрессивного поведения нет одной конкретной причины и обоснования.
Иначе убрав один элемент из цепочки, можно было бы решить разом множество проблем. Классический пример: «Не показываем фильмы с жестокостью и запрещаем комиксы — и школьники больше не дерутся» или «Убираем игры с нецензурной лексикой — и все используют литературный русский при решении конфликтов».
В реальности все намного сложнее: помимо субъективных причин, роль играют статус взрослого, его мотивация (викарное подкрепление), реакция окружающих, обсуждение увиденного и многое другое.
Эксперимент с куклой Бобо, проведенный психологом Альбертом Бандурой и его коллегами Доротеей Росс и Шейлой Росс в 1961 году, стал очень наглядным исследованием концепции обучения через наблюдение.
В исследовании принимала участие группа детей дошкольного возраста, мальчиков и девочек. Дети были разделены на несколько групп. В одной группе они стали свидетелями того, как взрослые (мужчина и женщина) агрессивно взаимодействовали с надувной куклой Бобо: били ее руками и ногами, оскорбляли. В другой группе дети наблюдали, как взрослые не проявляли какого-либо агрессивного поведения по отношению к кукле. Контрольная группа в конкретном моделировании поведения не участвовала.
После наблюдения детей по одному помещали в комнату с игрушками, в том числе с куклой Бобо. Исследователи наблюдали и записывали поведение детей.
Дети, наблюдавшие за агрессией, с большей вероятностью имитировали агрессивное поведение, свидетелями которого они стали. Такой результат продемонстрировал силу обучения через наблюдение и подражание (что можно использовать как в плюс, так и в минус).
Эксперимент вывел на первый план ответственность взрослых за предоставление детям разнообразных моделей поведения, поскольку именно наблюдаемый опыт, а не разговор, прочитанное в книге или изученное в теории — влияет на поведение ребенка.
Исследование показало, что и мальчики, и девочки с одинаковой вероятностью имитировали наблюдаемое агрессивное поведение. Эксперимент опровергает идею, что пол существенно влияет на вероятность подражания в целом и агрессии в частности.
Термин, введенный автором эксперимента А. Бандурой. Дети, которые видели, как агрессивный взрослый получает награду за свое поведение, с большей вероятностью сами проявляли агрессию. Это указывает на то, что косвенное подкрепление (наблюдение за вознаграждением других) может влиять на принятие решения и выбор стратегии поведения, даже если личного опыта вознаграждения или порицания еще не было.
Дети не только имитировали конкретное агрессивное поведение, которое наблюдали, но и демонстрировали новое агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо. Это позволило предположить, что обучение с помощью наблюдения может привести к генерализации агрессии.
Взрослые, особенно те, с которыми ребенок проводит большую часть дня — воспитатели, педагоги и родители — должны внимательно следить за своим поведением и демонстрировать в первую очередь позитивные и неагрессивные действия. Это не значит, что взрослые запрещают себе проявлять любые эмоции, кроме радости и расположения. Речь о том, чтобы выбирать экологичный способ решения конфликтов.
Чем младше ребенок, тем меньше у него опыта и навыков, чтобы противостоять воздействию наблюдаемого. Взрослым рекомендуется корректировать влияние жестокого и агрессивного контента, который может быть получен из видеоигр, интернета, телевидения и СМИ.
Корректировать — значит не запрещать, а обсуждать увиденное. Чем старше ребенок, тем большее время необходимо уделять диалогу, а не ограничению.
Даже маленькие дети различают игру/фильм, где действия пугающие, но «ненастоящие, все понарошку», и реальность. Поэтому агрессивная политическая перепалка реальных людей в ток-шоу по телевизору может оказаться куда более вредоносной, чем виртуальное сражение с пришельцами в компьютерной игре
Эффект от наблюдения агрессии тем выше, чем сильнее ребенок ассоциирует себя с человеком, который эту агрессию демонстрирует. По этой причине для профилактики травли в школе требуется работать со свидетелями, а не только с агрессором и жертвой, чьи ролевые модели дальше от обычного ребенка. Материалы для такой работы вы можете найти на открытом портале антибуллингового проекта КаждыйВажен.рф, а осенью 2023 года для педагогов откроется возможность пройти бесплатный курс повышения квалификации по теме противодействия травле.
Когда дети демонстрируют агрессивное поведение, взрослые должны внимательно отнестись к ситуации вне зависимости от того, к кому агрессия направлена: к другу на площадке, игрушке или животному.
Конструктивная обратная связь подразумевает не наказание, крик и оценку личности ребенка («Ты плохой!»), а прекращение действия с пояснением, что конкретно недопустимо («Саша, остановись, пожалуйста. Такие действия недопустимы. Нельзя оскорблять людей. Мы делаем им очень больно своими словами»).
Также необходимо обучать детей навыкам разрешения конфликтов, поскольку запрет или отказ от участия в них может привести к пассивной позиции ребенка даже в ситуации травли.
Взрослым необходимо осознавать силу косвенного подкрепления и следить за тем, чтобы награды и последствия соответствовали желаемому поведению.
Мы можем поощрять детей как наблюдать и учиться на положительных примерах для подражания, так и участвовать в деятельности, которая способствует сотрудничеству, эмпатичному и просоциальному поведению. Например, поощрять коллективные игры, волонтерство, сотрудничество на уроках и в проектной деятельности.
Больше интересного – на наших вебинарах!
Наши эксперты ответят на самые актуальные вопросы по общему образованию. Присоединяйтесь!
Принять участие