Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Содержание статьи
Взаимосвязь всех видов образовательной деятельности в детском саду обеспечивают вариативные программы дошкольного образования. Содержание таких программ нацелено на разностороннее развитие личности ребенка, а достижение цели возможно только при условии индивидуального подхода к воспитанию и обучению.
Вариативное образование дошкольника — это авторская методика. В ней представлены взгляды педагога на образовательный процесс в ДОУ, условия, которые, по его мнению, являются должными для полной самореализации ребенка.
При разработке вариативной программы автор руководствуется требованиями федеральных общеобразовательных стандартов:
В основе вариативной методики организации деятельности ДОУ лежит примерный план образовательной программы, инициированный государственными органами управления образованием. У вариативных и примерных образовательных программ единая база, обеспечивающая требования ФГОС, а именно содержание и преемственность образования.
Каждое дошкольное учреждение вправе самостоятельно определять какой образовательной программы ему придерживаться в процессе воспитания и обучения детей. Вариативные программы имеют уникальный концепт, философскую идею, и это их главное отличие от стандартной образовательной программы. Вариативный раздел основной программы образования в детском саду отражает авторское видение образовательного процесса и факторов, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка.
Сегодня существуют два жизнеспособных формата вариативных программ в ДОО: комплексные и дополнительные. Комплексные реализуются с условием сохранения целостности учебно-воспитательного процесса — они отвечают за реализацию главных направлений в развитии детей. Это интеллектуальное, физическое, социально-личностное становление человека. Дошкольный формат работы нацелен на выявление и развитие умственных, творческих, коммуникативных, двигательных и регулятивных навыков малыша. Благодаря внедрению комплексных программ развиваются и специфические виды образовательной деятельности: игровая, предметная, музыкальная, театрализованная.
Комплексная вариативная образовательная программа в ДОУ решает целый спектр задач, стоящих перед дошкольной организацией, и в полной мере соответствуют содержательным аспектам образования. Большинство авторских разработок ориентированы на область коррекционной педагогики и предлагают эффективные приемы решения образовательных задач.
Наиболее ярким примером современной комплексной программы для детского сада является программа «Радуга». Разработчик программы-авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ во главе с Т.Н. Дороновой. Программа рекомендована Министерством образования, обеспечена комплектами учебных пособий и дополнена методическими рекомендациями.
Цель программы-всестороннее развитие личности ребенка. Для достижения цели авторы рекомендуют сконцентрироваться на вовлечении детей в игровую деятельность, их включенности в занятия физической культурой, формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни, обеспечить комфортный психологический климат в группе.
Программа ориентирована на максимально комфортное пребывание ребенка в детском саду. Она построена с учетом сохранения и укрепления физического и психоэмоционального здоровья воспитанников ДОУ. В основе методики — воспитание бережного и уважительного отношения к природе, животному миру, экологии в целом. В ходе реализации образовательной методики решаются задачи трудового воспитания, приобщения к наиболее важным сферам человеческой жизни — искусству, знаниям, морали.
Авторы программы взяли за основу главные идеи отечественной психологии и поддерживают актуальность творческого характера развития дошкольного воспитания. Уникальность программы заключается в том, что в ней прописана задача по созданию положительной эмоциональной обстановки в группе, обозначена необходимость внедрения в процесс воспитания личностно-ориентированного подхода.
Программой «Радуга» предусмотрено обеспечение прав ребенка во взаимодействии между всеми участниками образовательного процесса. Взаимоотношения в группах ДОУ выстраиваются на основе равноправия, уважения, доброжелательности. Главное условие эффективности реализации программы — это атмосфера добра и дружелюбия. С этой целью внутри групп детского сада рекомендуется придерживаться традиций, организовывать совместный досуг, развивать в детях гостеприимство, чувство эмпатии, справедливости, взаимопомощи.
В качестве информационной поддержки программы выступает учебно-методический комплект. В нем содержатся 5 руководств по организации воспитательного процесса в разных возрастных группах для педагогов, 4 рекомендательных пособия по методике организаций занятий по направлениям и 14 развивающих пособий для развития дошкольников в сфере художественного труда, искусства, музыки, математики, грамоты, конструирования и ИЗО.
Дополнительные или парциальные программы в ДОУ реализуются по одному конкретному направлению деятельности. Другими словами, педагогическая разработка предлагает воспитателям эффективные методы и инструменты для решения локальных воспитательных задач. В качестве примера может выступить программа «Паутинка», автором которой является Ж.Л. Васякина-Новикова. Главной целью программы, рекомендованной Министерством образования, является развитие планетарного мышления, разумного и бережливого отношения к окружающему миру, позиционирование себя как жителя планеты. Данная методика — это уникальная система экологического воспитания в ДОУ, сконцентрированная на ребенке и процессах самопознания. Она построена с учетом использования поисковых методов обучения и игры в работе с воспитанниками всех возрастных групп. План реализации программы состоит из 4- х блоков: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?».
Вариативные программы дошкольного образования разрабатываются в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы ДОУ.
Данная рабочая программа утверждается заведующим детским садом при условии соответствия требованиям федеральных стандартов и наличия необходимого материально-технического обеспечения. После утверждения — документ переходит в нормативный статус. Автором программы может быть руководитель учреждения, воспитатель, специалист ДОУ или творческий коллектив.
Вариативная часть образовательной программы ДОУ имеет примерную структуру:
Титульный лист
Целевой раздел
Содержательный раздел
Планируемые результаты освоения программы.
Система мониторинга.
План взаимодействия с родителями.
Список источников.
Приложение.
Вариативная программа образования утверждается в начале учебного года на основании официального приказа руководителя ДОО. Автор разработки оставляет за собой право внесения в программу незначительных корректировок по ходу ее реализации. Ответственность за исполнение программы возложена на заведующего дошкольной образовательной организации.
Больше интересного – на наших вебинарах!
Наши эксперты ответят на самые актуальные вопросы по дошкольному образованию. Присоединяйтесь!
Принять участие