Дошкольное образование: вариативные программы

19 сентября 2023 г.
О видах, целях и содержании вариативных программ развития дошкольников.

Подписывайтесь
Ещё больше полезных материалов для педагогов детских садов — в группе ВК «МЭО Детский сад»

Взаимосвязь всех видов образовательной деятельности в детском саду обеспечивают вариативные программы дошкольного образования. Содержание таких программ нацелено на разностороннее развитие личности ребенка, а достижение цели возможно только при условии индивидуального подхода к воспитанию и обучению.

Особенности реализации вариативных программ образования в условиях ДОУ

Вариативное образование дошкольника — это авторская методика. В ней представлены взгляды педагога на образовательный процесс в ДОУ, условия, которые, по его мнению, являются должными для полной самореализации ребенка.

При разработке вариативной программы автор руководствуется требованиями федеральных общеобразовательных стандартов:

  • Программа соответствует ФГОС, законодательству, Типовому положению ДОУ, имеет личностно-ориентированный подход;
  • В основе методики лежат традиционные русские ценности;
  • Центральные направления программы — речевое, познавательное, физическое, эстетическое развитие.
  • Предусмотрена организованная деятельность дошкольников, выделено время для творчества.
  • В цели программы входит коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие.
  • Занятия предполагают учет возрастных характеристик воспитанников, использование индивидуального подхода, а в соответствии с этим и расчет оптимальных нагрузок.

В основе вариативной методики организации деятельности ДОУ лежит примерный план образовательной программы, инициированный государственными органами управления образованием. У вариативных и примерных образовательных программ единая база, обеспечивающая требования ФГОС, а именно содержание и преемственность образования.

Каждое дошкольное учреждение вправе самостоятельно определять какой образовательной программы ему придерживаться в процессе воспитания и обучения детей. Вариативные программы имеют уникальный концепт, философскую идею, и это их главное отличие от стандартной образовательной программы. Вариативный раздел основной программы образования в детском саду отражает авторское видение образовательного процесса и факторов, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка.

Сегодня существуют два жизнеспособных формата вариативных программ в ДОО: комплексные и дополнительные. Комплексные реализуются с условием сохранения целостности учебно-воспитательного процесса — они отвечают за реализацию главных направлений в развитии детей. Это интеллектуальное, физическое, социально-личностное становление человека. Дошкольный формат работы нацелен на выявление и развитие умственных, творческих, коммуникативных, двигательных и регулятивных навыков малыша. Благодаря внедрению комплексных программ развиваются и специфические виды образовательной деятельности: игровая, предметная, музыкальная, театрализованная.

Комплексные программы воспитания

Комплексная вариативная образовательная программа в ДОУ решает целый спектр задач, стоящих перед дошкольной организацией, и в полной мере соответствуют содержательным аспектам образования. Большинство авторских разработок ориентированы на область коррекционной педагогики и предлагают эффективные приемы решения образовательных задач.

Наиболее ярким примером современной комплексной программы для детского сада является программа «Радуга». Разработчик программы-авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ во главе с Т.Н. Дороновой. Программа рекомендована Министерством образования, обеспечена комплектами учебных пособий и дополнена методическими рекомендациями.

Цель программы-всестороннее развитие личности ребенка. Для достижения цели авторы рекомендуют сконцентрироваться на вовлечении детей в игровую деятельность, их включенности в занятия физической культурой, формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни, обеспечить комфортный психологический климат в группе.

Программа ориентирована на максимально комфортное пребывание ребенка в детском саду. Она построена с учетом сохранения и укрепления физического и психоэмоционального здоровья воспитанников ДОУ. В основе методики — воспитание бережного и уважительного отношения к природе, животному миру, экологии в целом. В ходе реализации образовательной методики решаются задачи трудового воспитания, приобщения к наиболее важным сферам человеческой жизни — искусству, знаниям, морали.

Авторы программы взяли за основу главные идеи отечественной психологии и поддерживают актуальность творческого характера развития дошкольного воспитания. Уникальность программы заключается в том, что в ней прописана задача по созданию положительной эмоциональной обстановки в группе, обозначена необходимость внедрения в процесс воспитания личностно-ориентированного подхода.

Программой «Радуга» предусмотрено обеспечение прав ребенка во взаимодействии между всеми участниками образовательного процесса. Взаимоотношения в группах ДОУ выстраиваются на основе равноправия, уважения, доброжелательности. Главное условие эффективности реализации программы — это атмосфера добра и дружелюбия. С этой целью внутри групп детского сада рекомендуется придерживаться традиций, организовывать совместный досуг, развивать в детях гостеприимство, чувство эмпатии, справедливости, взаимопомощи.

В качестве информационной поддержки программы выступает учебно-методический комплект. В нем содержатся 5 руководств по организации воспитательного процесса в разных возрастных группах для педагогов, 4 рекомендательных пособия по методике организаций занятий по направлениям и 14 развивающих пособий для развития дошкольников в сфере художественного труда, искусства, музыки, математики, грамоты, конструирования и ИЗО.

Дополнительное обучение дошкольников

Дополнительные или парциальные программы в ДОУ реализуются по одному конкретному направлению деятельности. Другими словами, педагогическая разработка предлагает воспитателям эффективные методы и инструменты для решения локальных воспитательных задач. В качестве примера может выступить программа «Паутинка», автором которой является Ж.Л. Васякина-Новикова. Главной целью программы, рекомендованной Министерством образования, является развитие планетарного мышления, разумного и бережливого отношения к окружающему миру, позиционирование себя как жителя планеты. Данная методика — это уникальная система экологического воспитания в ДОУ, сконцентрированная на ребенке и процессах самопознания. Она построена с учетом использования поисковых методов обучения и игры в работе с воспитанниками всех возрастных групп. План реализации программы состоит из 4- х блоков: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?».

Как написать вариативную программу образования?

Вариативные программы дошкольного образования разрабатываются в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы ДОУ.

Данная рабочая программа утверждается заведующим детским садом при условии соответствия требованиям федеральных стандартов и наличия необходимого материально-технического обеспечения. После утверждения — документ переходит в нормативный статус. Автором программы может быть руководитель учреждения, воспитатель, специалист ДОУ или творческий коллектив.

Вариативная часть образовательной программы ДОУ имеет примерную структуру:

  1. Титульный лист

  2. Целевой раздел

    • пояснительная записка;
    • нормативная документация;
    • характеристика целевой аудитории;
    • список воспитанников;
    • характеристика коллектива группы;
    • социальный паспорт группы;
    • организация режима пребывания детей в ДОУ.
  3. Содержательный раздел

    • календарно-тематический план занятий;
    • описание образовательных областей.
  4. Планируемые результаты освоения программы.

  5. Система мониторинга.

  6. План взаимодействия с родителями.

  7. Список источников.

  8. Приложение.

Вариативная программа образования утверждается в начале учебного года на основании официального приказа руководителя ДОО. Автор разработки оставляет за собой право внесения в программу незначительных корректировок по ходу ее реализации. Ответственность за исполнение программы возложена на заведующего дошкольной образовательной организации.

Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет