Дополнительное образование в ДОО: функции, цели, организация
Содержание статьи
- Для чего нужно дополнительное образование в ДОО
- Ценность дополнительного образования
- Принципы, цели и функции дополнительного образования для дошкольников
- Как организовать дополнительные образовательные услуги в ДОО
- Что учесть при внедрении дополнительной образовательной услуги
- Примеры дополнительных образовательных услуг в ДОО
Для чего нужно дополнительное образование в ДОО
В детском саду тот или иной дополнительный вид образования вводится для того, чтобы развивать детей в физическом, нравственном, духовном и интеллектуальном плане. Для этого образовательный процесс совершенствуется и дополняется новыми форматами работы, и если в школе проходят внеурочные занятия, то дошкольное учреждение использует основное время пребывания детей в группе, чтобы разнообразить воспитательный процесс и сделать его более продуктивным.
Плюсы дополнительного обучения:
- выполняется социальный заказ общества на новые образовательные услуги;
- решаются задачи региональных и федеральных программ образования;
- развивается творческий, духовно-нравственный и социальный потенциал детей;
- регулярные занятия с детьми улучшают их бытовые и социальные навыки, обеспечивают им легкую адаптацию в любом коллективе в будущем.
Ценность дополнительного образования
В детском саду ребенок проходит свою первую ступень образования, и ее главная цель — всестороннее развитие ребенка. Именно в ДОО ребенок получает свои первые представления о мире и своем окружении, проявляет интерес к новым для него видам деятельности. Задача воспитателей состоит в выявлении этих интересов, важно поддерживать и развивать их.
Дополнительные занятия помогают выявить интересы детей, и, что не всегда удается в рамках основной программы образования, развивать именно те способности, которые отвечают интересам детей.
Дополнительное образование в детском саду позволяет реализовать вариативный подход в обучении. В его рамках знания и навыки, полученные в группе детского сада, переходят в практические умения, что стимулирует познавательную активность учащихся.
Кроме того, это вариант организации свободного времени детей, и в дальнейшем они переносят этот опыт в свою взрослую жизнь.
Дополнительные кружки и секции помогают ребенку социализироваться в обществе и развивать свои коммуникативные способности. Опыт педагогов показывает, что дети, которые посещают различные кружки и секции, быстрее и легче привыкают к школьной жизни, достигая значительных успехов в обучении.
Принципы, цели и функции дополнительного образования для дошкольников
Любая образовательная программа, в особенности если это дополнительный курс, кружок, должна строиться на следующих принципах:
- Соблюдение правил СанПиН.
- Учет психо-физиологических особенностей детей в разном возрасте.
- Использование технологий здоровьесбережения.
Базовая цель дополнительного обучения состоит в том, чтобы каждый воспитанник легко включался в новую деятельность в любом коллективе и в любых условиях. Со стороны ДОО эта цель включает организацию таких условий при проведении занятий, которые будут способствовать интенсивному индивидуальному развитию дошкольника.
Также в качестве самостоятельных целей выделяют развитие одаренных детей, углубление знаний ребенка, проведение компенсирующих занятий.
Дополнительные форматы обучения получили большое распространение. В каждом дошкольном учреждении есть большой выбор подходящих занятий. Но все их объединяет несколько основных функций ДО:
- Образовательная. В зависимости от тематики программы ребенок получит ранее неизвестные ему знания, а также определенные навыки и практические умения, которые необходимы для полноценного члена общества.
- Социальная функция. Во время занятий дети постоянно общаются друг с другом и педагогами, что развивает у них умение вести себя в коллективе и общаться.
- Воспитательная. На дополнительных занятиях воспитание не является главной целью, но все же без него никак — дети получают новые модели поведения в новых для них ситуациях, что способствует более интенсивному их развитию.
- Развивающая функция. В процессе занятий у детей развиваются все способности — физические, мыслительные, творческие, коммуникативные.
Все эти функции во всех видах дополнительного образования помогают формировать личность ребенка.
Как организовать дополнительные образовательные услуги в ДОО
Дополнительное образование в ДОО удобно тем, что предусматривает разные формы организации детского досуга.
Сам детский сад должен учитывать запросы родителей и интересы школьников. Выбор можно остановить на одном из популярных направлений:
- физическое развитие и воспитание (секции по гимнастике, плаванию, фигурному катанию, хоккею и т.д.);
- художественно-эстетическое развитие (студии по хореографии, игра на музыкальных инструментах, кружки по рисованию, театрализованная деятельность);
- интеллектуальное развитие (шахматы);
- общеразвивающая деятельность (иностранные языки, экономика и физика для малышей, занимательная математика и т.д.);
- кружки раннего развития (логика речи, сенсорное восприятие);
- культурно-массовые и экскурсионные мероприятия;
- экологическое воспитание.
У детей разные интересы, поэтому не стоит ограничиваться одним направлением. Сегодня требования СанПиН позволяют педагогам проводить больше занятий, чем заложено в стандартной программе. Для этого организуются студии и кружки, которые проходят по расписанию, удобному детям и их родителям.
Дополнительный формат обучения может проходить в разных формах. Форма — это организованная и наполненная программным содержанием разновидность взаимодействия педагогов, детей и их родителей, в конечном итоге направленная на решение конкретных задач.
Дошкольная организация может выбрать такие формы, как театры, школы, клубы, кружки, секции, мастерские, студии и т.д. Важно, чтобы во всех этих формах ребенок реализовывал свой творческий потенциал. В этом и одно из главных отличий образовательной деятельности от дополнительных форм образования — здесь ребенок не просто приобретает новые знания, а воплощает их в реальные продукты деятельности.
Что учесть при внедрении дополнительной образовательной услуги
- Когда педагоги получают обратную связь от родителей, какие направления развития интересны им и детям, следует подобрать подходящее для занятий помещение. Это должно быть отдельное помещение, в котором организована предметно-пространственная среда. В ней дети должны чувствовать себя комфортно, ощущать новизну и заинтересованность.
- Расписание занятий. Продумайте нагрузку на ребенка в течение дня, учитывая при этом его индивидуальные и возрастные особенности.
Дополнительное образование в ДОО может быть организовано по единому расписанию, а самое подходящее время для кружков и мини-секций — время после прогулки или дневного сна.
- Предоставляйте детям большую свободу, чем на обычных занятиях. Участие педагога должно быть ненавязчивым и дружелюбным, основная творческая инициатива исходит от детей.
- Поддерживайте интерес детей, используя сюрпризные моменты, игровые приемы и средства, экспериментирование, творческие задания.
- Используйте результаты творчества детей — представляйте их на конкурсы, используйте при оформлении выставок в детском саду. Отдельные темы занятий можно приурочить к городским и государственным праздником, представляя лучшие работы детей на районных выставках.
- Контролируйте учебную нагрузку для детей с помощью карты индивидуальной нагрузки или листа занятости. В нем фиксируются проводимые занятия, что позволит оценивать занятость ребенка как педагогам, так и родителям.
С учетом индивидуальных особенностей у отдельных детей может быть собственное расписание. Если одному ребенку рекомендовано посещение занятий по танцам, то другому может быть интереснее кружок по шахматам. Опытные педагоги должны учитывать это.
Примеры дополнительных образовательных услуг в ДОО
Вариативность современных образовательных услуг позволяет дошкольной образовательной организации брать в арсенал своих услуг самые разные формы работы.
Приведем несколько примеров:
- Пластилинография. На занятиях дети учатся работать с пластилином и делают из него разной сложности поделки. Это формирует у них творческие способности, формирует художественный вкус.
- Каллиграфия. Занятия каллиграфией состоят из графических упражнений, которые развивают мелкую мускулатуру пальцев, пространственное восприятие и необходимые в жизни мыслительные операции.
- Разноцветные ладошки. На таких занятиях дети учатся нетрадиционным техникам рисования (рисование ватными палочками, граттаж, пальчиковая живопись, кляксография). Благодаря их изучению у ребенка формируется фантазия и творческое воображение.
- Знакомство с миром логики. С помощью упражнений и занимательных задач у детей развивается сообразительность, логическое мышление, математические способности.
- Погружение в мир букв. Дети в игровой форме знакомятся с миром азбуки и букв, изучают слоги, обучаются чтению, развивают грамотность.