Что такое промпт, или Как грамотно попросить нейронку составить план урока?

22 марта 2023 г.
Промпт (от англ. prompt – «побуждать») – это запрос, подсказка, или инструкция – те вводные данные, которые вы набираете, когда общаетесь с нейросетью. От правильного промпта, то есть корректного запроса, зависит то, насколько релевантной будет информация на выходе.

Промпт: что думает о нём сам Chat GPT?

Примеры промпта:

  • «Напиши рассказ в стиле Сергея Довлатова»
  • «Составь план урока по теме „Природные зоны России“»
  • «Приведи примеры отглагольных существительных»
  • «Напиши стихотворение от имени кота»
  • «Дай шутливый совет в стиле Фаины Раневской»
  • «Составь емейл для лучшего друга»

А вот что написал сам Chat GPT на запрос (промпт) «Напиши статью на тему „Промптинг для Chat GPT: что это такое?“»

«Промптинг (prompting) — это способ программного управления планированием вашей модели машинного обучения, который позволяет пользователю задать начальные условия для модели, такие как фраза или ключевые слова, которые модель должна использовать для создания ответа.

В настоящее время промптинг является одним из ключевых методов для обучения нейронных сетей, в том числе и для чат-ботов. Он позволяет создавать ответы, которые частично или полностью основаны на существующих данных, что делает чатботы более уникальными и персонализированными.

Основным применением промптинга является Chat GPT (Generative Pre-training Transformer), который используется для создания чатботов и генерации текста. Chat GPT — это модель, которая позволяет генерировать тексты, основанные на заданных ключевых словах или предложениях. Например, если вы вводите ключевые слова «пицца» и «почта», модель может сгенерировать ответ, который относится к теме пиццы и способам ее доставки.

Промптинг для Chat GPT может быть использован для создания чатботов, которые отвечают на вопросы и комментируют на определенную тему. Промптинг также позволяет генерировать тексты на определенную тему, такую как экономика, политика или спорт.

Существует несколько способов использования промптинга для Chat GPT. Один из способов — использование шаблонов. Шаблоны — это наборы ключевых слов и фраз, которые могут быть использованы для создания ответов на определенные вопросы. Шаблоны могут быть разработаны и настроены пользователем самостоятельно или использованы из готовых библиотек.

Второй способ — использование обучающих данных. Обучающие данные позволяют модели узнать общие закономерности и шаблоны ответов на определенные вопросы. Данные могут быть собраны из различных источников, таких как социальные сети или форумы.

Промптинг для Chat GPT является отличным способом создания интеллектуальных чатботов, которые могут персонализировать ответы и учитывать контекст вопроса. Он также может быть использован для генерации текстов на определенную тему, что может быть полезно для создания контента для блогов, новостных сайтов и других подобных проектов«.

Составляем план урока с помощью Chat GPT

Попробуем промптинг в деле. Для начала нам нужно правильно наладить работу бота. Итак, приступим:

  1. Попросите нейросеть представить, что она является представителем какой-то конкретной профессии: учителем, стоматологом, гидом, айтишником, копирайтером и т.д. Для этого можно написать: «Сделай вид, что ты писатель» или «Стань сценаристом» или «Представь, что ты геолог».
  2. Дальше напишите, что конкретно необходимо сделать боту в этой роли, каким должен быть текст, для кого он, что может быть дано в этом тексте, и какого результата вы хотите добиться.

Пример: «Стань учителем. Тебе нужно составить план урока по теме „Эпоха дворцовых переворотов“ для учеников 8 класса. Можешь использовать шутки, которые будут понятны детям. Сделай план урока максимально интересным и информативным. Ученики должны легко усвоить новую тему и получить хорошие оценки».

Вот результат, который выдала нейронка:

Результат

В получившемся тексте есть и недочеты (а ещё, вопреки ожиданиям, нет шуток), план расписан не очень подробно, но, согласитесь — есть от чего отталкиваться, особенно молодому педагогу. А самое главное, почти каждый этап можно попросить нейронку прописать более подробно. Тогда идём дальше — просим чат-бота сгенерировать тест по теме:

 

Тест, конечно, получился странный, такой давать на своём уроке учитель точно не согласится. Можно предположить, что весь юмор бота ушёл именно на этот тест.

Резюмируем: с помощью бота можно легко и быстро сгенерировать любой текст, но повозиться всё-таки придётся — готовый вариант нейронки использовать в работе нельзя, даже опасно. Бот путает факты, перевирает историю, искажает реальность. Можно использовать чат-бот в качестве помощника, когда под рукой нет готового материала, но «допилить» получившийся результат придётся вручную — руководствуясь собственными знаниями и опытом.

К слову, в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяют развитию и внедрению цифровых технологий. Причем речь идет не только об экономике, но и образовании. Ещё в 2020 году было подписано Распоряжение Минпросвещения РФ «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». Мы нашли его для вас, а еще — Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования». Чтобы ознакомиться с документами, скачайте файлы после прочтения материала.

Самым масштабным и значимым проектом в этом направлении можно назвать национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Она объединила несколько проектов федерального значения, но самым актуальным в настоящий момент справедливо назвать «Искусственный интеллект». Это и поддержка научных исследований, и разработка, развитие программного обеспечения, в том числе за счет поддержки стартапов и пилотных внедрений технологий ИИ, и создание комплексной системы правового регулирования в сфере искусственного интеллекта. Дорожная карта развития «Сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» вместе с полезными информационными материалами о нацпрограмме «Цифровая экономика Российской Федерации» тоже доступна для скачивания.
Скачайте фалы

Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования»
13.27 МБ
Скачать
13.27 МБ

Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий»
328.98 КБ
Скачать
328.98 КБ

ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ «СКВОЗНОЙ» ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»
940.45 КБ
Скачать
940.45 КБ

Информационные материалы о нацпрограмме «Цифровая экономика Российской Федерации»
1.86 МБ
Скачать
1.86 МБ
Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет