Ещё больше полезных материалов для педагогов детских садов — в группе ВК
«МЭО Детский сад»
Вот несколько важных принципов адаптированной программы для детей с ОВЗ в ДОУ:
- В индивидуальном подходе учитываются особенности каждого ребенка с ОВЗ, его потребности в обучении и развитии.
- Следующий принцип — активное использование игровых методов для достижения целей обучения и развития.
- Ещё программа предусматривает активное взаимодействие с родителями и семьями детей с ОВЗ для обмена информацией, они совместно планируют образовательный процесс.
- Создаются условия, которые способствуют включению детей с ОВЗ в общий коллектив и общение с другими детьми.
Основные компоненты адаптированной программы
Рассмотрим пять основных компонентов, используемых в АООП:
- Осуществляется коррекционная работа, где используются специальные методики, направленные на преодоление задержек в развитии и отработку основных навыков.
- Проводятся специальные занятия, включающие такие упражнения или игры, которые отвечают за развитие физических навыков и координацию движений.
- Для детей с ОВЗ обязательно проводятся занятия по развитию речи. Туда входит работа со звуками, слогами, словами, предложениями и использование коммуникативных методов общения.
- Для таких ребят важна социализация. На этом этапе организуется деятельность, направленная на развитие социальных навыков и отношений с другими детьми, проводятся игры или коллективные творческие проекты.
- Воспитатель оказывает педагогическую поддержку и сопровождение детям с ОВЗ во время образовательного процесса. Идет работа по индивидуальным планам, методами диагностики и коррекции.
Адаптированная программа для детей с ОВЗ в детских садах разработана с учетом требований действующего законодательства и стандартов образования, а ещё опыта работы с такими детьми в других учреждениях, например, школах.
Структура адаптированной образовательной программы
Образовательная программа для детей с ОВЗ состоит из следующих элементов:
- Определяются общие цели и задачи программы, которые направлены на развитие физических, интеллектуальных, социально-эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Важно создать безопасную и уважительную среду обучения, подготовить разнообразные методы работы. И главное не забывать общаться с родителями и другими специалистами.
- Определение основных направлений и приоритетов обучения, включая развитие моторики, речи, восприятия, мышления, социально-коммуникативных навыков, а еще самостоятельное решение базовых бытовых вопросов.
- Организация образовательного процесса: определение форм и методов работы, распределение времени на различные виды деятельности, индивидуальная работа с каждым ребенком, групповые занятия, игры и режим дня.
- Осуществляется мониторинг и оценка прогресса и достижений каждого ребенка, проводятся регулярные консультации со специалистами и родителями. При необходимости корректируются программы в соответствии с потребностями и возможностями детей.
- Обычно в такие программы входит сотрудничество с другими образовательными учреждениями и организациями, где они делятся опытом и методами работы. Это помогает создать условия для полноценного участия детей с ОВЗ в общественной жизни и их взаимодействия со сверстниками.
Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ
АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ должна разрабатываться с учетом особенностей их слухового восприятия.
Вот несколько основных направлений, которые следует учесть при разработке АООП для детей с проблемами слуха:
- Важно обеспечить педагогическим работникам специальную подготовку, чтобы они могли работать со слабослышащими детьми эффективно. Воспитатели должны быть знакомы с особенностями слухового восприятия, знать различные методы и техники обучения таких ребят.
- Использование различных технических средств помогает облегчить коммуникацию и обучение детей с проблемами слуха. Например, использование аппаратов для усиления звука на аудиозаписях или видео. Это помогает ребенку лучше слышать и понимать речь педагога.
- Так как слабослышащие и позднооглохшие дети часто полагаются на зрение для восприятия информации, важно уделять особое внимание развитию их зрительных навыков. Для этого используются различные визуальные задания и упражнения, которые помогают тренировать зрительную память и внимание.
- Одной из важных задач АООП для слабослышащих и позднооглохших детей является развитие их речи и слухового восприятия. В программу следует включить специальные занятия на тренировку артикуляции и слуха, еще рекомендуют разрабатывать специальные упражнения или игры, чтобы поддержать интерес во время образовательного процесса.
- Каждый ребенок имеет свои особенности слуха и потребности. Поэтому важно учитывать это у каждого ребенка при разработке АООП и предоставлять ему индивидуальную помощь и поддержку.
В целом, разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в дошкольных учреждениях требует комплексного подхода и учета их особенностей слухового восприятия. Важно создать условия, в которых обучающиеся могут справляться с образовательными задачами и развиваться в соответствии с их потенциалом.
АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью
АООП НОО — это адаптированная общеобразовательная программа непрерывного образования для детей с легкой умственной отсталостью. Ее разработали в области специального образования, что позволяет учитывать особенности развития и обучения таких детей.
Целью программы является создание условий для полноценного развития детей с легкой умственной отсталостью, формирования их социально-коммуникативного опыта, развития когнитивных процессов, а также усвоения основных знаний и навыков.
Основные принципы АООП НОО включают:
- Индивидуальную адаптацию образовательного процесса под потребности каждого ребенка;
- Создание безопасной и поддерживающей среды для обучения;
- Постоянную дифференциацию образовательного материала и методов работы;
- И учет индивидуальных умений и способностей каждого ребенка.
В программу включены обязательные предметы:
- русский язык,
- математика,
- окружающий мир,
- изобразительное искусство,
- технология,
- физическая культура
- и другие.
Всё обучение адаптировано к специальным потребностям детей и может быть представлено в более простой и доступной форме.
В программу входят различные методики и приемы работы с особенными детьми:
- педагог использует визуальные пособия;
- обязательно поощряет самостоятельность и инициативу ребенка;
- проводит индивидуальные и групповые занятия, работу с родителями и др.
Важно, что АООП НОО не является заменой обычной общеобразовательной программы, а представляет собой специальное обучение, направленное на помощь детям с легкой умственной отсталостью в их индивидуальном развитии.
Такие адаптированные программы нужны, так как дети с проблемами развития не всегда могут хорошо и быстро усваивать обычную программу, для этого и создаются специальные условия. Всё это подстраивается под индивидуальные возможности ребенка. Педагоги помогают ребятам влиться в коллектив и получать знания и навыки наравне с остальными. Любой методист, воспитатель или педагог-дефектолог могут предлагать свои идеи, методику и подходы, чтобы детям с ОВЗ было проще, но при этом интереснее и полезнее посещать занятия.
АООП существует не только для детей с проблемами слуха и умственной отсталостью, но и для слепых, с задержкой психического развития и для детей с расстройствами аутистического спектра.