Международный день глухих
К слову, мы нашли для вас Федеральный закон от 30.12.2012 № 296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"», подписанный президентом Владимиром Путиным.
Статистика ВОЗ
Согласно статистике, та или иная потеря слуха наблюдается у каждого девятого человека. Более 5% населения мира, а это 432 млн взрослых людей и 34 млн детей, страдают от инвалидизирующей потери слуха, сообщается на официальном сайте ВОЗ. Прогнозы здесь неутешительные: к 2050 году более 700 млн человек, или каждому десятому, поставят этот диагноз.
«Инвалидизирующей» называется потеря слуха в ухе, которое лучше слышит, превышающая 35 децибел (дБ). Почти 80% таких людей живет в странах с низким и средним уровнем дохода. Потеря слуха более широко распространена среди граждан преклонного возраста: от этой проблемы страдают более 25% жителей планеты (60+).
Кроме того, свыше миллиарда молодых людей в возрасте от 12 до 35 лет подвергаются риску потери слуха из-за воздействия шума в местах отдыха и развлечений.
Причем у детей потеря слуха почти в 60% случаев вызвана причинами, которые можно предотвратить, принимая меры общественного здравоохранения (например, применение лекарств только по назначению врача; чем дальше вы отодвинете «период наушников» – тем лучше; иимунизация).
Жизнь глухих в России
В Российской империи первая школа для глухих детей была открыта в 1806 году в Павловске. А в 1900 году в Москве открыл свои двери для глухих малышей первый в Европе детский сад для неслышащих. В начале XX века общество не принимало всерьез проблемы людей с теми или иными нарушениями. Только в начале 30-х годов в Советском Союзе потихоньку начала формироваться система специального образования с учетом особенностей таких учеников. И уже к середине 90-х годов на российской территории работали 84 школы для глухих.
За последнее десятилетие наша страна занялась этим вопросом еще более серьезно: число специальных учреждений растет, как и квалификация педагогов. В 2012 году статус языка жестов был закреплен на законодательном уровне. В этом же году глава государства Владимир Путин утвердил внесение изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В документе был уточнен статус русского жестового языка – его определили как язык общения при наличии нарушений слуха и (или) речи. Согласно № 296-ФЗ, при получении образования инвалидам по слуху должны бесплатно предоставляться специальные учебники, учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков.
Как правильно общаться с глухими и слабослышащими детьми
Дети с нарушением слуха должны видеть лицо говорящего
При объяснении материала попытайтесь занять такую позицию, чтобы дети могли видеть ваше лицо. При обращении используйте артикуляцию.
Говорите спокойным голосом в нормальном темпе
Независимо от ситуации речь взрослого не должна быть слишком тихой или ускоренной. Иногда нужно, наоборот, снизить темп или говорить чуть громче обычного, чтобы ребенку было проще понять речь взрослого. Но при этом следует помнить: ни в коем случае не переходите на крик. Это только навредит, как и замедленный темп речи, который также затрудняет ее понимание.
Старайтесь, чтобы речевой материал был доступным для понимания
Упрощайте свою речь, по возможности исключайте из нее сложные слова, ранее не отработанные просторечия и, конечно, профессиональные термины. При предъявлении заданий не следует использовать сложные инструкции, слишком длинные предложения. Будьте внимательны к просьбам детей: повторяйте инструкцию, если они ее не расслышали, объясняйте непонятные слова.
Дозируйте музыкальное сопровождение мероприятий
Помните, все хорошо в меру. Дети с нарушением слуха любят музыку. Она повышает эмоциональный фон мероприятий и, что немаловажно, может являться сигналом к началу и окончанию выполнения действий. Но при этом ее использование должно быть дозированным. Слишком громкая музыка только повышает уровень шума и может вызвать дискомфорт у детей, которые пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. При объяснении нового материала старайтесь обходиться без фоновой музыки.
Используйте метод показа и совместного выполнения действий
Способы выполнения сложных действий лучше показать самим или выполнить вместе с ребенком. Это поможет ребятам допускать меньше ошибок при самостоятельном выполнении заданий.