Эксперт МЭО рассказал о возможностях ИИ в госпитальной педагогике

3 ноября 2023 г.
В Москве состоялась V Всероссийская конференция «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2023». На протяжении трех дней научные деятели вместе с ведущими экспертами делились собственным опытом в госпитальной педагогике, помогая участникам понять саму суть этого направления. Мероприятие было организовано в рамках реализации ФГБНУ «ИРЗАР» Проекта «Научно методическое обеспечение реализации российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования» совместно с Проектом госпитальных школ России «УчимЗнаем».

Подписывайтесь
Больше интересных новостей для педагогов школ — в телеграм-канале «МЭО Школа»

Заместитель руководителя проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», а также заведующий лабораторией междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» Иван Долуев поделился с участниками направлениями деятельности института. В число основных вошли: изучение организации образовательной деятельности госпитальных школ с позиции актуального состояния, отраслевых задач и проблем, которые требуют научной разработки; разработка научно-методического обеспечения деятельности госпитальных школ; разработка модели госпитальных школ для детей, которые нуждаются в длительном лечении.

«Безусловно, работа лаборатории нацелена на научно-методическое описание российской модели госпитальных школ. Сегодняшние исследования невозможно замыкать на чем-то одном. Это работа междисциплинарной команды, в нее входят социальные работники, педагоги-психологи, реабилитологи, клинические психологи, врачи. Все наши направления работы нацелены, в первую очередь, на практику», – пояснил Иван Юрьевич.

Также в рамках конференции эксперты подчеркнули, что проект госпитальных школ «УчимЗнаем» занимается не только апробацией и внедрением результатов научных исследований в практику, но и разработкой программ подготовки как научных, так и научно-педагогических кадров. Ведь рассказывать, разъяснять, грамотно доносить информацию до людей относительно обучения ребят, которые вынужденно находятся в больницах, очень важно.

Научный руководитель Центра исследований современного детства (Институт образования НИУ ВШЭ) Катерина Поливанова:

«Образование существует на фоне определенного социального контраста, когда общество договорилось, какое образование ему нужно. А современное образование ждет нового социального контраста, потому что оно не имеет собственных целей, оно лишь реализует, являясь своего рода социальной функцией. Мы сегодня находимся как раз на его пороге».

Благополучие школьников состоит из множества компонентов. Это объемная «субстанция», которая нуждается в постоянном совершенствовании. Здесь и когнитивное благополучие (знания и навыки), и психологическое (амбиции, взгляды), и социальное (отношения с социумом), и материальное, и, конечно, физическое благополучие (здоровье, ЗОЖ), разъяснила Катерина Николаевна. Также в своем выступлении эксперт затронула ключевую проблему школы, рассмотрев ее как часть масштабного механизма, где жестко прописаны роли всех участников (к примеру, действия школьников регламентированы).

Госпитальная педагогика «говорит» на языке понимания потребностей ребенка. Младший сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» Иван Гусев и профессор кафедры психологической антропологии ФГБОУ ВО Московский педагогический госуниверситет Ирина Демакова в своих докладах отметили, что в России XXI века воспитание – стратегический национальный приоритет. Сегодня госпитальная педагогика рассматривается уже как отдельная область. Следовательно, воспитательный процесс, который организован в госпитальных школах, становится отдельным объектом научных исследований.

Ирина Дмитриевна добавила: в своей работе она опирается в том числе на герменевтику. Да, это наука о принципах интерпретации, толкования и понимания текстов, однако если говорить о применении ее в госпитальной педагогике, здесь ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, стараются «прочесть» как текст, а потом вписывают результаты в структуру обучения, формируя тем самым индивидуальный подход с учетом его потребностей.

«В широком смысле это искусство понимания и толкования духовной деятельности человека. Многие исследователи считают герменевтику краеугольным камнем современной гуманитарной методологии. Ориентация педагогов на постижение смысла детских поступков означает, что в приоритете воспитательной работы стоит именно понимание ребенка», – добавила эксперт.

Методист проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» Наталия Курикалова в ходе своего выступления отметила важность сохранения эмоционального благополучия детей, страдающих тяжелыми заболеваниями. Она объяснила, каким образом в госпитальной школе осуществляется социально-эмоциональное развитие, ведь такие ученики находятся в длительной изоляции.

Директор ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» Минпросвещения России Оксана Гончарова раскрыла слушателям возможности дополнительного образования не только для ребят, находящихся на длительном лечении, но и для юных талантов с ограниченными возможностями здоровья.

Про технологическую революцию, которая в последние годы вошла в новую фазу, знают даже школьники. Взлет цифровых технологий, их постоянное совершенствование отражается на всех сферах нашей жизни. Образование также трансформируется, возникают новые вызовы времени, но появляются и новые возможности. От информационной революции мы одним рывком перешли к революции интеллектуальной.

Генеральный директор компании ООО МЭО, доктор педагогических наук Александр Кондаков в ходе своего выступления ответил на один из самых актуальных вопросов современности: как искусственный интеллект может помочь детям, находящимся на длительном лечении?

«Мы начали внедрять дистанционные технологии обучения много лет назад, давая возможность детям, которые находятся в особой ситуации, получить образование и при этом социализироваться. Но сейчас мы только осмысливаем тот цивилизационный сдвиг, свидетелями которого являемся. Деятельность одних только программистов ускоряется в десятки раз. Я убежден, лишь с появлением искусственного интеллекта мы подошли к пониманию новый дидактики».

Ускоренный режим развития привел к разработке новых национальных проектов в самых актуальных направлениях – например, «Беспилотные авиационные системы» и «Экономика данных».

Александр Михайлович опроверг «страшилки» об искусственном интеллекте, отметив, что ИИ проектируется человеком и не стоит поддаваться панике, ведь таким образом мы закрываем для себя его возможности. А их здесь немало. Если говорить о системе образования, то это автоматизация рутинных задач (проверка домашних работ, составление расписания); персонализация обучения (особенно важно для ребят, находящихся на длительном лечении); обогащение учебного контента с помощью интерактивных и мультимедийных ресурсов, созданных с использованием ИИ; поддержка развития учеников с помощью обратной связи, менторства и коучинга от ИИ, включая анализ и прогнозирование успеваемости и возникающих проблем. То есть правильно заданный алгоритм позволит адаптировать массив информации под потребности конкретного ученика, включая детей с ОВЗ.

Школьники, которые вынуждены проводить все свое время в медицинских учреждениях, очевидно, испытывают трудности в общении. ИИ способен помочь в решении и этой проблемы, поскольку является полезным инструментом коммуникации.

Искусственный интеллект может “поймать” психологическое состояние ребенка, состояние его здоровья и вовремя дать подсказку педагогу. Эти инструменты уже работают в обычных школах, когда система анализирует состояние ученика и дает учителю рекомендацию – вызывать его, например, к доске или нет», – пояснил Александр Кондаков.

Кроме того, ИИ может перевести текст с одного языка на другой; обеспечить безопасность контента; поможет осуществить обратную связь, чтобы скорректировать учебный план ребенка; подберет учебные программы и материалы с учетом индивидуальных потребностей; а обратиться за консультацией можно к виртуальным ассистентам, которых он предоставит.

Особый акцент Александр Михайлович сделал на персонализации обучения, в него включены и обучающие системы, и рекомендации, и умные помощники, и индивидуальная обратная связь, а также на доступности и инклюзивности образования. Ярким примером такой технологии является Khanmigo –мощный ИИ-репетитор, который предлагает индивидуальное обучение в круглосуточном режиме в соответствии с историей обучения и «хотелками» ученика. А для детей с аутизмом был разработан Qtrobot – робот, используемый родителями и врачами для обучения детей с такой проблемой. Он помогает добиться положительной динамики в социальном взаимодействии.

Ведущий эксперт Института образования Департамента образовательный программ НИУ ВШЭ Алексей Обухов в своем выступлении раскрыл тему «Познавательная самостоятельность в ситуации вынужденных ограничений». В качестве главной составляющей успешного образования эксперт назвал поощрение любознательности ребенка. С точки зрения Алексея Сергеевича, взрослый не должен становиться «тормозом» в развитии юной личности, он должен, наоборот, способствовать преодолению замкнутости.

В завершение дискуссии директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Татьяна Соловьева ответила на еще один популярный вопрос: кто такой госпитальный педагог.

Другие новости
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет