Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы привыкли, что основная задача школы — подготовить к выпускным экзаменам, чтобы дети могли поступить на следующую образовательную ступень. Однако работает ли это в мире сегодня?
Далеко не все выпускники выбирают поступление в вузы, кто-то уходит после девятого класса в колледжи, а кто-то начинает еще в школе свои бизнес-проекты. Даже те, кто после выпуска поступили в высшее учебное заведение, не всегда в нем остаются до конца: более 30% поступивших отчисляются в период 2-3 курсов.
Почему это происходит?
Мир изменился. Больше нет жесткой структуры жизни, как, например, в Советском Союзе: школа-вуз-работа. Сегодня выпускники могут поступать, а могут — нет, и это не разрушит их жизнь или не лишит каких-то социальных привилегий. Сегодня каждый может открыть свой собственный бизнес, может уехать заграницу и продолжить учиться там. Мир заполонили возможности, о которых раньше не приходилось даже мечтать. А всему этому поспособствовал… Интернет.
Наши социальные коммуникации, структура общества как таковая изменились в первую очередь. Вы больше не ждете писем по несколько недель, вы получаете ответ за долю мгновения. Вам больше не надо мучить библиотекаря в поисках нужного тома, вы просто гуглите книгу. Если для вас это изменения в жизни, к которым пришлось адаптироваться, то нынешние школьники в этом родились. Это их жизнь, их мир и их “море”, в котором они плавают без спасательного круга.
Вот почему старые схемы и задачи перед школой работают плохо, — они больше не актуальны. А что тогда актуально? Какая сегодня стоит задача перед школой?
Недаром мы привели аналогию о море: чтобы в нем выжить, нужно уметь плавать. И не просто барахтаться, а уверенно грести.
Детям сегодня мало нужны знания, как фактические, — у них есть гугл. Тогда что им нужно? — Уметь разбираться в знаниях, уметь с ними работать. Работа с информацией требует огромного количества навыков: анализ, умение задать правильный вопрос, сбор и структурирование данных, знание, как их и где применить. Однако все эти навыки завершаются одним действием — принятием решения. Вот, что по-настоящему нужно современным школьникам от школы: чтобы детей научили принимать решения, делать выбор.
Посмотрите на портрет выпускника, разработанный на основе ФГОС в МОУ “Киришский лицей” Ленинградской области. Такие качества, как критическое мышление, уверенность в себе, работа в команде и готовность быть лидером, готовность к непредвиденным обстоятельствам, уважение окружающих и бережное отношение к их взглядам, широкий кругозор, — все это качества, необходимые людям сегодня, чтобы найти свое место в жизни и социуме. Важно: не просто выпустить ученика, сдавшего ЕГЭ на высокий балл, а выпустить подготовленную к жизни личность, полноценную, сильную. Вот задача, стоящая перед школами сегодня.
Как же к этому прийти?
Поговорим сначала о регламентирующей документации.
Это схема разработки документов, обеспечивающих возможность реализовать по нормам ФГОС процесс воспитания и развития личности
После муниципального уровня, уже в самой школе нужно разработать рабочую программу воспитания для эффективной реализации образовательного процесса.
Это пошаговая инструкция, что нужно сделать и в каком порядке для разработки основной образовательной программы среднего общего образования.
Важно уточнить, что рабочая программа воспитания - не самостоятельный документ, а лишь часть образовательного ООП. Потому для внедрения нужно пересмотреть эффективность всего образовательного процесса, кадровых служб и руководящего состава. Воспитание и обучение — это единый процесс, через который проходит ребенок в школе. Потому так важно кооперироваться с родителями, ведь 70% воспитания происходит именно в семье. Потому так важно создать компетентную управленческую команду для грамотной оценки ситуаций и принятия результативных решений.
Эта схема наглядно показывает, какое важное влияние оказывает цифровая среда на формирование личности и насколько необходимо ее внедрение для реализации рабочей программы воспитания - подготовленного к жизни в современных условиях выпускника.
Однако в такие моменты встает вопрос: как же оценить результат? Как понять, делаем мы все правильно, что работает, а что — нет?
Реализовать процесс воспитания и развития личности обучающихся - сложно и энергоемко, ведь требует должной подготовки и знания темы. Учителя и директорат тратят немеренное количество времени и сил на разработку РПВ.
Есть ли способ облегчить задачу?
Да! Коллектив МЭО уже неоднократно помогал школам разрабатывать портрет выпускника и на ее основе РПВ, учитывая их особенности и потребности. Мы слышали множество благодарностей за грамотное выполнение работы на конференциях, где педагоги школ представляли свои портреты выпускников и РПВ.
Если вам и вашему школьному коллективу нужна помощь, приглашаем вас повысить квалификацию по программе
“Организация инновационного образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС СОО”.
Программа зарекомендовала себя — участники программы успешно прошли региональные проверки на соответствие ФГОС СОО. Программа позволяет привести основную образовательную программу и базу локальных нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями законодательства. Участники получают специально разработанную и аккредитованную в Рособрнадзоре ООП, на основании которой управленческие команды разрабатывают ООП школы с учетом портрета выпускника.
Узнать подробнее о программе
Вдобавок, у нас есть методические пособия по разработке портрета выпускника, функциональной грамотности, поддержке одаренных детей и тд. Они разработаны коллективом экспертов в сфере образования. Методические пособия МЭО не имеют аналогов в России
Скачать методические пособия
Используя схемы внедрения ФГОС по воспитательной программе, схемы оценивания результатов и план по внедрению программ на уровне школы, вы сможете больше времени сэкономить на разработке документаций и оставить время на главное — воспитание настоящей, полноценной, счастливой личности, которая будет помнить вас с благодарностью до конца своей жизни.