3 проблемы инклюзивного образования в России
В рамках IV Международной научно-практической конференции «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ЭПОХУ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» было проведено пленарное заседание. На нем выступила Соловьева Татьяна Александровна, директор Института коррекционной педагогики РАО, доктор педагогических наук, на тему: “Возможности проектирования адаптированных онлайн-курсов для обучения детей с ОВЗ на образовательной платформе “Мобильное Электронное Образование”.
В своем выступлении Татьяна Александровна привела результаты исследований Института коррекционной педагогики РАО, на их основе вывела 3 главные проблемы инклюзивного образования в России и рассказала об их решении.
Однако начать обсуждать проблемы невозможно, не объяснив, относительно чего мы рассматриваем нынешнюю ситуацию в стране и в мире. С этим нам поможет выступление Александра Михайловича Кондакова, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, генерального директора ООО “Мобильное Электронное Образование”
Как изменилась сфера образования?
“Мы с вами живем в эпоху пятой цифровой революции. Мы по-другому живем, общаемся, развлекаемся, овладеваем новым знанием, работаем. Все связано с тем, что ключевая особенность пятой цифровой революции в том, что сети автоматизировали работу с информацией на самых разных уровнях. И в этих условиях творчество, креативность, критическое мышление, личностные качества человека, его духовно-нравственный мир, ценностное, интеллектуальное и социокультурное развитие вышли на первый план.
И они не зависят от того, где находится человек. Находится ли он дома, находится ли он в удаленном селе, находится ли он в школе или специализированном учебном, или медицинском заведении. Это совершенно другие условия, которые выравнивают доступность образования для всех и каждого. Это единое, равное для всех, поле.
Мы с вами являемся свидетелями формирования не цифровой образовательной среды, а конвергентной, сетевой.
И это конвергентная социокультурная образовательная среда. Здесь ключевым является слово “конвергентная”.
Конвергенция — это сближение, смешение различных подходов. В данном случае это реальная реальность и виртуальная, на стыке которых, в результате этого смешения возникают неизвестные нам ранее возможности. Они требуют очень глубокого анализа, определение их дидактического потенциала и применения в повседневной педагогической практике.”
- А.М. Кондаков
Анализ ситуации по стране
Для того чтобы выявить проблематику вопросов воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и использования современных цифровых образовательных средств в этой практике, необходимо проанализировать картину в целом по всей стране, с учетом специфики тематики.
Внимание дефектологов всегда было, есть и будет направлено на специфику взаимодействия между тем, кто обучает, и кого обучают в новых образовательных условиях. Качество этого взаимодействия, направленного на результат, фиксируется как высокая индивидуальная динамика достижений.
Мы не можем говорить о единой успешности и равных стартовых условиях, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья.
С одной стороны, конечно нужна некая классификация возможностей и трудностей, чтобы создавать какие-то общие подходы. С другой стороны, специфика этой темы такова, что остается много индивидуальных и не поддающихся обобщению аспектов.
Чтобы разобраться в том, какая обстановка сейчас главенствует в субъектах Российской Федерации по данной тематике, Институт коррекционной педагогики РАО провел обширное исследование.
Кто принимал участие?
В итоге этого исследования Институт коррекционной педагогики РАО выявил, что:
- Только 3,5% школ есть необходимое для цифрового образовательного процесса оборудование: интерактивные столы, мобильные классы виртуальной реальности и т.д.
- 23% не обеспечены вовсе
- 55% имеют частичный доступ к цифровым образовательным ресурсам
Однако наличие техники номинально еще не гарантирует цифровую образовательную среду. Так, например, 48% участников исследования путали цифровую образовательную среду с техническим обеспечением, вроде принтера, компьютера и т.д. Да, безусловно, они помогают в оформлении среды, но никак не являются ее основой. Во многих случаях в школах отсутствует стабильный интернет-канал, что, конечно, является объективным препятствием для внедрения технологий.
39% участников назвали в качестве цифровой образовательной среды программы, являющиеся лишь цифровыми аналогами задачников и тестовых тетрадей.
Отсканированный учебник, такой же, что вы можете распечатать и держать в руках — не то же самое, что цифровая образовательная среда.
Проблематика с точки зрения педагогов
- По результатам исследования Института коррекционной педагогики РАО выяснилось, что абсолютное большинство педагогов считают, что цифровая образовательная среда и свободный доступ к информационной среде — важнейшие составляющие в образовательном процессе.
Опыт работы и наблюдение за новыми видами анализа информации — вообще иной жизни детей — приводят педагогов к мысли, что без погружения в жизнь ребенка нет смысла строить образовательный процесс.
- Только чуть более одного процента участников сомневаются в успешности перехода на цифру из-за рисков социальной изоляции.
Большая часть специалистов считают, что это более комфортный, экономичный по времязатратам и средствам способ взаимодействия с учащимися.
Однако самое важное — это то, что специалисты заметили: цифровая образовательная среда дает возможность детям с ОВЗ, а особенно с ограничениями двигательных функций, приобрести уникальный опыт, близкий к естественным восприятиям объекта окружающей действительности.
Поэтому педагоги коррекционных школ наиболее заинтересованы во всех способах интерактивного взаимодействия с детьми, такими как: киноуроки, анимация и т.д.
Педагоги хотят таких образовательных материалов больше, в доступности, но что главное — они должны быть наиболее сопоставимы с реальной деятельностью.
Ведь современные средства образования должны ориентироваться на вывод возможностей ребенка за контур экранов мобильного устройства. Вся работа с экраном и специалистом должны идти на решение практических предметных задач, помогать в решении конкретных социальных задач и вопросов в отношениях со взрослыми и сверстниками. Потому что риск тотального погружения и вязкости в онлайн-среде у детей с ОВЗ намного выше.
Прилипнуть к экрану, листать картинки и клацать на цветные кнопки — это не есть суть цифрового образовательного процесса.
Необходимо построить его так, чтобы ребенок мог переносить полученные в цифровой среде знания на окружающую его действительность, реальность: реальную работу, реальное общение и реальную физическую и психологическую деятельность. Потому так важно не просто подать имеющийся офлайн, вроде учебников и тестов, в цифру, но создать новую среду с совершенно иной спецификой.
Проблематика с точки зрения родителей
Когда мы проецируем на детей с ОВЗ форматы дистанционной работы, как в случае с детьми с сохранным интеллектом, мы должны четко осознавать подводные камни подобных процессов. Ведь факт того, что ребенок с ОВЗ смотрит в экран и кликает на кнопки совершенно не означает, что он идентифицирует эти процессы как образовательные.
С какими трудностями мы сталкиваемся?
Физическое и психоэмоциональное участие взрослых всегда являлось неотъемлемой частью внедрения в обучение детей с ОВЗ. Однако в цифровой образовательной среде, находясь по ту сторону экрана, роль взрослого кардинально меняется. Фактически в половине случаев, без родителя рядом, истинный смысл обучения нарушается.
- Ребенок может сидеть и наблюдать за педагогом на экране будто за театром.
- Ребенок может быстро терять цель выполнения задания и выполнять его для других целей или перестать выполнять вовсе.
- Пассивная роль ребенка в образовательном процессе.
Отследить такие тонкие и специфические процессы с обратной стороны экрана практически нереально.
А потому, обучение в цифровой образовательной среде детей с ОВЗ без обученного взрослого, который находился бы рядом, — невозможно.
Все образовательные подходы должны включать в себя обучение специалистов с той и с другой стороны экрана, с которым работает ребенок.
Однако в современных реалиях ни один цифровой ресурс, кроме “Мобильное Электронное Образование”, не может представить даже частично подобного обучения, дабы родитель помогал ребенку сохранять осознанность и активную позицию при обучении.
Проблематика имеющегося на рынке программного обеспечения
Главные цели программного обеспечения цифровой образовательной среды, это:
- организация включения в деятельность учащегося с ОВЗ;
- сохранение и преумножение его показателей здоровья;
- встроенные режимные моменты, тайминг;
- ориентир учебной работы на перенос в реальную деятельность;
- продуманная аутостимуляция;
- структурированный образовательный контент;
Какие же есть проблемы в исполнении вышеперечисленных целей?
Основная проблема, которая является итогом нарушения всех названых пунктов — это низкий уровень включения ребенка в образовательный процесс. Почему это происходит, нельзя сказать однозначно. Это совокупность факторов. Однако главных причин несколько.
- Хаотичный, непродуманный, бессвязный или неадаптированный образовательный контент.
У большинства детей с ОВЗ есть физически обоснованные трудности с концентрацией, удержанием мысли, ее оформлением и обработкой.
Потому так важно проанализировать подаваемый контент не с точки зрения ребенка с сохранным здоровьем и не с точки зрения наиболее распространенных ограничений возможностей здоровья среди детей, а по различным уровням возможности обработки информации и восприятия.
В программе “Мобильное Электронное Образование” контент варьируется не просто для детей с сохранным здоровьем или с ОВЗ, но составлен с учетом основных различий особенностей восприятия среди детей с ОВЗ.
Имеются курсы, адаптированные для обучающихся с:
- тяжелыми нарушениями речи (ТНР),
- задержкой психического развития (ЗПР),
- интеллектуальными нарушениями.
2) Непродуманная аутостимуляция.
Интерфейс в цифровой образовательной среде — это 70% восприятия контента. Кнопки, картинки, иконки, оформление звуковых файлов, анимация, видимость курсора и сменяемость слайдов/экранов, — все это может как помочь ребенку вникнуть в материал, так и полностью разрушить его концентрацию и спровоцировать отрешение от учебного контента. А все потому, что при разработке программного обеспечения и оформления интерфейса производители не консультировались с профильными методистами, тем самым не учитывая специфику работы с ОВЗ.
Непроработанный интерфейс может спровоцировать не только отторжение от контента, но и увязание в нем. Тотальная потеря концентрации, невозможность оттащить ребенка от экрана и полная потеря в социальной сфере человека — вот частые последствия таких необдуманных технологических решений.
В компании “Мобильное Электронное Образование” интерфейс разрабатывался с учетом особенностей восприятия детей с различными потребностями с привлечением экспертов ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
Итоги исследования
Подводя итоги, мы с точностью можем сказать: интерес и выгода в развитии электронного образования для детей с ОВЗ есть как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Однако специфика такого образования накладывает ряд более глубоких и сложных вопросов для решения, нежели для образования детей без ОВЗ
А именно:
- проработка грамотной аутостимуляции
- обучение и подготовка сопровождающего взрослого
- элементарная доступность технического обеспечения для образовательных организаций
- корректное информирование педагогического сообщества о целях, особенностях и преимуществах электронного образования
- грамотный подбор адаптированной образовательной программы, учитывающей специфику обработки информации каждого конкретного ученика
Нам предстоит еще много работы как на государственном уровне, так и на частном. Однако результат — свободная и корректная образовательная среда для всех — точно стоит любых усилий.