Трансформация системы образования и профессиональное развитие педагогов

27 августа 2021 г.
Август в МЭО мы посвятили ряду международных конференций. Спикеры поднимали темы трансформации всех сфер образования, внедрения цифровизации и, в целом, последних и грядущих обновлений ФГОСов.

Август в МЭО мы посвятили ряду международных конференций. Спикеры поднимали темы трансформации всех сфер образования, внедрения цифровизации и, в целом, последних и грядущих обновлений ФГОСов. 
Смотреть записи конференций

 

Выступление Светланы Николаевны Ахниной, директора Академии Цифрового Образования ООО "Мобильное Электронное Образование, к.и.н., на тему "Трансформация системы образования и профессиональное развитие педагогов" вызвало особый интерес у слушателей.  


Поэтому мы решили опубликовать речь ее выступления на сайте для тех, кому удобнее читать, нежели смотреть видео. 


Трансформация системы образования

и

профессиональное развитие педагогов


Говоря о трансформации системы образования и профессиональном развитии педагогов, мы будем говорить в первую очередь о структурах, которые в этой системе будут задействованы. Какие проблемы необходимо устранить, какие изменения и нововведения входят в профессиональную жизнь педагогов… И что уже сейчас мы можем и должны прогнозировать. Мы понимаем, что изменения в образовании должны быть направлены в первую очередь на формирование личности человека нового времени — сложного человека. Эти изменения подразумевают сотрудничество всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, системы образования, производителей контента.

Говоря о трансформации системы образования и профессиональном развитии педагогов, мы будем говорить в первую очередь о структурах, которые в этой системе будут задействованы. Какие проблемы необходимо устранить, какие изменения и нововведения входят в профессиональную жизнь педагогов… И что уже сейчас мы можем и должны прогнозировать. Мы понимаем, что изменения в образовании должны быть направлены в первую очередь на формирование личности человека нового времени — сложного человека. Эти изменения подразумевают сотрудничество всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, системы образования, производителей контента.

От образовательных организаций общественность ожидает, что их выпускники будут подготовлены к жизни, будут подготовлены к работе и самореализации в 21 веке. Чтобы этого достичь, неизбежно придется трансформировать образовательную систему. Но ни государство, ни бизнес, ни наука в одиночку не справятся с подобными изменениями. Я бы сказала, что в первую очередь должна произойти трансформация профессиональных компетенций (если мы рассматриваем трансформацию не как биолого-медицинский термин, а как кардинальное изменение чьего-либо). Соответственно, личностная трансформация — это изменение себя. То есть изменение мировоззрения, отношения к себе и окружающим, признание своих ошибок и стремление стать другим.

Педагоги, дети, родители имеют свое понимание ситуации, которое тоже необходимо учитывать.

Только сообща, и с учетом лучшего российского опыта, мировых практик и позиции всех вовлеченных сторон мы сможем создать современную систему подготовки человека завтрашнего дня.


Роботизация и автоматизация процессов на основе искусственного интеллекта медленно, но верно вытесняет сегодня с рынка труда многие профессии. В том числе людей, чьи компетенции и профессиональные навыки уже не востребованы. Однако уже сегодня на рынке труда растёт спрос на то, что автоматизировать невозможно. Это универсальные навыки, которые отличают человека от машины.

В сентябре 2020 года организация экономического сотрудничества и развития опубликовала отчет, где представила четыре независимых друг от друга сценария, по которым может развиваться сфера образования в ближайшие 20 лет. Согласно каждому из этих сценариев будет доминировать цифровая образовательная среда. Разумеется, описанные сценарии не должны рассматриваться как окончательные и неизменные варианты будущего. Они могут видоизменяться, пересекаться друг с другом, уступать место новому варианту.

Прежде всего нам необходимо осознавать происходящее изменения и быть готовыми к жизни в каждом из этих новых миров. Образование относится к той сфере человеческой деятельности и общественной жизни, которая наряду с медициной, большим спортом и искусством всегда будут под прицелом критики. В свою очередь критика для нас — это сигнал, который позволяет сфокусироваться на решении важных проблем и задач. Одной из которых является проблема профессионального развития педагогических работников в условиях современного мира. Согласно разнообразным исследованиям технологии беспроводной связи, интернет, робототехника, сенсорика, технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности составляют зону перспективного передового развития в ближайшие десятилетия.

Безусловно, к этому должны быть готовы и педагоги. Кроме того, сегодня необходимо разработать модель профессионального развития, ориентируясь в первую очередь на потребность современной образовательной практики, на результаты мониторинговых исследований профессиональных компетенций педагогов, на независимые оценки образовательных результатов обучающихся. Нам нужно разработать модель профессионального развития, отвечающую запросам педагогов, работающих с современным поколением детей и современным поколением родителей.

Что же необходимо современным детям сегодня?


Им необходима междисциплинарность обучения, способная обеспечить расширение сферы применения знаний. Нужны мощные фундаментальные знания, функциональная грамотность, умение действовать в ситуации неопределенности. Развитие нелинейного мышления обучающихся, умение добывать и фильтровать информацию.

Исходя из перечисленных исходных данных, можно сформулировать профессиональные дефициты и, соответственно, профессиональные компетенции педагогов, которые позволят ему сегодня решать профессиональные задачи. Это умение внедрять в образовательный процесс современные технологии обучения и воспитания для того, чтобы мы могли воспитывать людей, способных брать на себя ответственность, имеющих гражданскую позицию, любящих свой народ, свою страну.
Ситуация осложняется тем, что современное поколение детей — это цифровое поколение.

Ситуация осложняется тем, что современное поколение детей — это цифровое поколение. Педагог должен обладать навыками использования методик и технологий, обеспечивающих сетевую социализацию детей. Он должен уметь внедрять различные форматы электронного и дистанционного образования, научить детей самостоятельно получать новые знания.


Дело в том, что сегодня учитель — не транслятор знаний. Он дает навигацию, он сопровождает процесс обучения. И именно перед педагогом стоит очень непростая задача — формирование зрелого сетевого поведения. Кроме того, педагогический работник должен уметь внедрять проектные формы работы с обучающимися, а главное — уметь управлять проектами, управлять своим временем, своим вниманием и своим здоровьем. И научить этому современных детей.

Внедрять в процесс цифровые технологии и цифровизацию объективно необходимо современной школе, нравится нам это или не нравится. Дело в том, что только цифровизация сегодня может сделать процесс образования более гибким, приспособленным к реалиям сегодняшнего дня. Это необходимо для того, чтобы мы могли формировать конкурентно способных профессионалов в нарождающимся цифровом мире.

При этом особая ответственность по формированию и совершенствованию цифровых навыков и цифровой культуры современного поколения ложится на всё педагогическое сообщество, которое считается недостаточно мобильным и менее адаптированным к новейшим вызовам времени (в отличие от своих учеников). Именно поэтому современной школе и педагогу важно знать, как повысить свою цифровую компетентность, как управлять процессом широкого внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, что эти технологии могут привнести в школу.

Современному педагогу как никогда необходимы системные знания и навыки, новая профессиональная компетенция, определяющая его цифровую культуру и позволяющая уверенно использовать новые технологии на своем уроке.

Разработка нового цифрового образовательного контента наряду с профессиональной подготовкой современного учителя являются одними из основных задач современного образования на ближайшие годы.


Уже вышел целый ряд стратегических документов, которые сориентировали руководителей системы образования на принятие конкретных управленческих решений в данном направлении. Кроме того, есть результаты различных исследований, которые просто подталкивают представителей системы образования к очень серьезным переосмыслениям.

Вместе с тем мониторинг сайтов ряда региональных министерств, ИРО и других структур показал, что построение системы обеспечения профессионального развития педагогических работников осуществляется без учета происходящих изменений либо акценты расставлены верно, но методы, механизмы и подходы практически не меняются.

Резонно привести в данном случае высказывание Альберта Эйнштейна, который говорил что самая большая глупость — это делать то же самое, и надеяться на другой результат.

Я, уважаемые коллеги, не пытаюсь привести весь доклад только к проблемам цифровизации. У нас есть масса проблем, которые необходимо устранять. Но, опять-таки, мы пытаемся их решить на протяжении многих лет и не всегда этот процесс происходит эффективно. Все потому, что мы не используем уже имеющиеся ресурсы: мы о них либо не знаем, либо не умеем их использовать.

Об устранении каких проблем в системе образования идет речь?

В первую очередь, нехватка педагогических кадров, которая сопровождается чрезмерной нагрузкой педагогов и, соответственно, отсутствием возможности осваивать новые технологии, пробовать применять в практике цифровые инструменты.

Дефицит педагогических кадров в должной мере не перекрывается новым притоком молодых педагогов. В свою очередь молодые специалисты без должной методической поддержки и наставничества либо уходят из системы образования, либо долго и проблемно осваивают профессиональные компетенции, необходимые для решения педагогических задач.


Также повышается востребованность педагогов, способных организовать образовательную деятельность в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

То есть в многонациональном классе или группе детского сада нам не хватает педагогов, демонстрирующих умения применять современные методики технологии и инструменты ресурсы, работать с особой категории обучающихся.
Главное — мы не научились работать в команде: в команде друг с другом, в команде с узкими специалистами, без которых, на сегодняшний день, немыслимо решить вопрос эффективного обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Результаты исследований подтверждают, что наиболее позитивно наши педагоги оценивают свою готовность к работе с детьми, для которых русский язык является родным, готовность к работе с одаренными или успешными детьми, или хорошо мотивированными детьми. А вот к работе с детьми, для которых русский язык не является родным, с девиантным поведением, особыми проблемами в развитии, — такая готовность существенно ниже.

Действующий профессиональный стандарт педагога предполагает использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся.

Однако проведенный анализ показал, что даже при наличии на локальных уровнях интересных программ и технологий развития отдельных компетенций педагогов, работающих с обучающимися с риском образовательной неуспешности модельного представления, содержания по этапам профессионального развития данной категории не выработано.


Следовательно, есть необходимость в разработке модели профессионального развития, отвечающей запросам педагогов, обучающих наиболее сложный контингент детей, в том числе в образовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Трансформация системы образования диктует необходимость решения вопроса совершенствования системы дополнительного профессионального образования, в том числе повышение квалификации.

Наблюдается оторванность содержания курсов повышения квалификации от современного содержания общего образования. Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ зачастую носит безадресный и не персонифицированный характер в системе профессионального развития. В педагогических управленческих кадрах отсутствует инициатива по разработке программ обучения на опережение.

Мы по-прежнему продолжаем догонять проблемы вместо того, чтобы эти проблемы прогнозировать и устранять.


Да и по их возникновению, подготовка педагогических кадров в вузах и система повышения квалификации, к сожалению, меняются намного медленнее, чем запросы общества и времени.

Это, безусловно, затрудняет процесс получения новых востребованных компетенций для педагогов: отсутствуют научные составляющие методической поддержки работников образования и связь между научными исследованиями и реальной педагогической практикой.

Важно обратить внимание на деятельность методических служб — они не готовы сегодня в полной мере сопровождать педагога, не готовы сопровождать цифровизацию образования. Сегодня методические службы, к сожалению, не выполняют функции ресурсных центров развития муниципальной системы образования. На них часто возлагаются организационные и координационные функции. Исходя из обозначенных проблем, была разработана единая концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Согласно данной концепции, сегодня мы создаем региональную инфраструктуру методического сопровождения.

Что собой представляет региональная инфраструктура методического сопровождения?


Это совокупность образовательных организаций и общественных институтов, обеспечивающая педагогическим работникам и управленческим кадрам институциональную возможность достижения высоких образовательных результатов в рамках профессионального развития, в том числе через реализацию индивидуальной образовательной траектории, соответствующей их профессиональным запросам и потребностям на дальнейший профессиональный и карьерный рост, а также повышение квалификации и переподготовку.

Главное, чтобы это не стало очередным лозунгом, а действительно работало на развитие и сопровождение педагогов.


Если говорить об индивидуальной образовательной траектории, то адресность, по нашему мнению, должна стартовать с многоуровневой диагностики сформированности профессиональных компетенций педагога, своих зон профессиональных дефицитов от общего к частному. То есть от крупных обобщенных трудовых функций к точечным трудовым действиям.

Обеспечение индивидуализации процесса построения индивидуального образовательного маршрута через выявление конкретных профессиональных дефицитов и построение портрета дефицита через разработку и внедрение инструментария для выстраивания индивидуальной образовательной траектории через разработку и внедрение оценочных средств, определяющих уровень владения профессиональными компетенциями, а также эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута, необходимо, чтобы сформировать избыточное поле обучающих мероприятий, предоставляющих возможность ликвидировать различные профессиональные затруднения в соответствии с выстроенным портретом дефицитов педагога на данном этапе его диагностики.

Однако сам по себе факт наличия индивидуального образовательного маршрута, сам факт участия педагога в программах повышения квалификации, к сожалению, не является гарантией профессионального роста педагогов. Значение имеют формы и содержание обучающих мероприятий и дополнительных профессиональных программ. Это должен быть не только чётко сформулированный запрос на содержание дополнительных профессиональных программ со стороны педагогической общественности.

Практика показывает, что сегодня характер методических запросов педагогов не соответствует их реальным профессиональным затруднениям.


С другой стороны, со стороны организации, которая осуществляет обучение педагогов, должна вестись работа на опережение и устранение реальных затруднений в соответствии с представленным ведением Министерства просвещения Российской Федерации. Должна зайти и реализовываться единая модель повышения квалификации педагогов, в рамках которой предусмотрено развитие профессиональных компетенций по направлениям, определяемым структурой педагогической деятельности.

Обучение может быть организованно по модульному принципу, где каждый модуль обеспечивает освоение теоретических знаний и практических умений, направленных на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога. Так внедряется образовательная обязательная программа обучения, которая состоит из нескольких модулей.

Данные модули представлены неслучайно: на основании результатов диагностики и мониторинговых исследований профессиональных компетенций педагогов, которые показали профессиональные затруднения в применении педагогических методик и технологий затруднения в области преподаваемого предмета.

Психолого-педагогические компетенции в части воспитательной работы также вызывают затруднения. У педагогов возникает еще один вопрос: если даже эти модули будут разработаны и реализованы, предусмотрены ли разработчиками в этих модулях новые технологии и цифровые ресурсы, которые сегодня так необходимы педагогам.

Результатом профессионального роста педагога, по нашему мнению, должна стать адаптация подходов технологий и приемов, усвоенные в ходе повышения квалификации и изменения на основе привычных практик преподавания.


Далее следует обратить внимание на планируемые на уровне Федерации изменения, касающиеся аттестационных и оценочных процедур. Проект новой модели аттестации работников образования предполагает проведение тестирования с целью выявления профессиональных затруднений за их последующим устранением в дистанционный период. Следовательно, в ближайшей перспективе меняется концепция процедуры аттестации, которая должна проводиться с целью выявления профессиональных затруднений для последующего их устранения через обучение по дополнительным профессиональным программам и реализацию индивидуального образовательного маршрута педагога.

Обращаем внимание на то, что предлагаемая модель представляет профессиональное развитие педагогов как цикличный процесс, результатом которого должен стать отказ от рутинных практик и переход к новым, современным практикам работы. Кроме того, в этом направлении намечается построение дифференцированной и гибкой системы профессиональных треков.
Например, установление новых квалификационных категорий: учитель методиста, учитель-наставник.

Для получения новых квалификационных категорий педагогам необходимо соблюсти ряд требований, в том числе получить дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки в области методического сопровождения реализации общеобразовательных программ или по организационно-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности педагогических работников.

Проявляется новая профессиональная способность и готовность учителя к целенаправленному профессиональному взаимодействию с другими педагогическими работниками, вовлеченными в совместное развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.


И опять мы делаем акцент: и разработчики новой модели аттестации, и предложение введения новых квалификационных категорий делают акцент на данный стиль работы, учитывая обсуждаемые нововведения, устраняя имеющие место проблемы и реагируя на изменения, происходящие в системе образования.

Мы выделяем сегодня основные направления профессионального развития педагогических работников.

В первую очередь, должна быть ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников, которые возникают в условиях быстрого развития общества, трансформации системы образования.

Должна быть координация и интеграции деятельности системы педагогического образования, дополнительного профессионального образования и других структур разного уровня в целях научно-методического сопровождения педагогов.

Должно происходить:

  • выстраивание единой системы профессионального развития педагогических работников управленческих кадров
  • сопровождение индивидуальных траекторий их развития
  • внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников программ формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования
  • разработка форм различных форм адресной поддержки и сопровождения молодых специалистов
  • внедрение различных форматов электронного и дистанционного образования
  • создание условий для овладения навыками использования современных цифровых технологий


Ведь, уважаемые коллеги, в документах стратегического планирования уже к 2025 году должна быть сформирована Федеральная информационно-сервисная платформа цифровой образовательной среды. Мы должны понимать, что внедрение в образовательный процесс современных технологий воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися, — это тоже одно из актуальных направлений профессионального развития педагогов.

Растет спрос на труд педагога, требующий владения универсальными компетенциями или навыками 21 века: когнитивными и не когнитивными, включая социально-эмоциональный интеллект.


Особую важность приобретают компетенции на стыке с качествами личности и ценностями, такие как: адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться, чем мы, уважаемые коллеги, всю свою профессиональную жизнь и занимаемся.

 

 

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что мы готовы, в лице Академии цифрового образования, оказывать помощь и поддержку педагогам в вопросах повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам, повышать свою цифровую компетентность.

Мы готовы предложить свои услуги по научно-методическому сопровождению педагогических работников в вопросах инновационной экспериментальной деятельности, так как наша организация координирует деятельность ряда инновационных площадок, которые сотрудничают с “Мобильным Электронным Образованием”. Кроме того, мы готовы консультировать педагогов по вопросам аттестации, которая проводится сейчас или в виде новой модели. Так же мы готовы предложить свою помощь в диагностике профессиональных затруднений педагогов в соответствии с профессиональным стандартом.

Другие новости
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет