«Инициативы и технологии Intel для повышения цифровой готовности в области искусственного интеллекта»

2 сентября 2021 г.
Конференция по искусственному интеллекту: “Актуальные вопросы направления цифровой трансформации искусственного интеллекта в образовании” Запись конференции

Конференция по искусственному интеллекту:

“Актуальные вопросы направления цифровой трансформации искусственного интеллекта в образовании”

Запись конференции

Выступление Жукова Сергея Владимировича, директора по развитию корпоративного бизнеса Intel and develop skills.


Добрый день, уважаемые коллеги.

Я занимаюсь развитием бизнеса в российском офисе компании Intel, и сегодня я расскажу наше видение в развитии различных инициатив в системе образования. В Intel эти инициативы объединены под одним брендом — это внедрение программ цифровой готовности.

Понятно, что мы, как интернациональная компания, стараемся работать во многих местах присутствия. Как Александр Михайлович уже рассказывал, конечно же, внедрение новых технологий не проходит незаметно. С одной стороны, мы оптимизируем различные рабочие процессы, с другой стороны — сама оптимизации приводит к сокращению рабочих мест, понижению вовлеченности во многие рутинные операции простых людей. Наверное, одним из таких моментов текущего дня, это то воздействие, которое мы получили полтора года назад в связи с covid-19 и различными локдаунами.

Каждая страна по-разному реагировала на вспышки заболевания, тем не менее практически все прошли через локдаун, и на себе ощутили порой круглосуточные, overnight переключения. Совершенно другой режим работы, когда вдруг в понедельник мы осознаем, что все остались дома. И родители, и дети, — все одновременно учатся работать и учиться в дистанционном режиме со всеми трудностями. На текущий момент, с другой стороны, все эти вызовы обнажают проблемы, которые мы с вами имеем:
это нехватка специалистов, не только специалистов по искусственному интеллекту, вообще IT-специалистов не хватает.

Дефицит присущ всем странам. В России, может быть, мы имеем более конкурентную историю: Россия славится своим достаточно глубоким и зрелым инженерно-техническим образованием. Но в общем плане эта проблема повсеместна — не хватает специалистов, не хватает уровня образования, не хватает навыков. Да и, как очень точно сказал Александр Михайлович*, здесь много вопросов этических: персональные данные, конфиденциальность во взаимодействии человека и технологий.

*Речь идет о выступлении Александра Михайловича Кондакова на тему этики персональных данных в эпоху цифровизации, ознакомиться с ним Вы можете здесь

В какой-то момент, мы проснулись, открыли глаза и осознали, что все мы уже окружены технологиями, хотим мы этого или не хотим.

Мы живем в сетях и, порой, обучение происходит через какие-то болезненные проблемы, вроде утечки данных и тому подобное. Мы ходим по неосвещенному помещению, где много кораблей, и очень часто на них наступаем. Соответственно, очень радует, что система образования отреагировала на это и, благодаря этому, мы пережили ситуацию с локдаунами и знаем, куда будем развиваться.

Понятно, что это некие тренды развития системы образования, но они все абсолютно присущи России. Мы открываем возможности технологические для того, чтобы была возможность получать образование и знания в различных сообществах за пределами школ. Это свойственно всем: мегаполисам и региональным центрам, и сельскому населению. Повсеместно внедряются дополнительное образование, внеурочные занятия, школы становятся центрами компетенций в регионах. Принудительно, но трансформация образовательных подходов приводит к тому, что мы можем это образование “размазывать” на всю неделю, на весь день, на лето. Применение технологий и гаджетов позволяет потреблять образовательный контент во всех местах: где нам удобно, как нам удобно, и не останавливаться с продолжением образования.

Новые технологии генерируют новые требования и порождают новые специальности. Например, тот же самый искусственный интеллект — машина не сама обучается., для того чтобы обучить компьютер или большую-большую систему в дата-центре, распознавать образы. Но, извините, для этого должны сидеть и работать большое количество разметчиков этих данных. А ведь чтобы компьютер натренировать отличать собаку от кошки, ему надо подать миллионы картинок, если не миллиарды, чтобы он нашел все паттерны и мог отличать кошку от собаки с вероятностью 99%. И разметкой данных, подготовкой этого материала для глубокого обучения машинного интеллекта, занимаются люди.

То есть фактически мы учим в соответствии с нашим опытом, с нашим восприятием. Мы учим машину распознавать так же, как это делает человеческий мозг. И если говорить о тех же самых опасностях замены машиной человека — неважно, на каких уровнях, но я не вижу такой опасности в ближайшее время. Потому что максимум, что может делать искусственный интеллект, это выполнять некую предиктивный аналитику, предсказательную, давать более глубоко и широко. Потому что зачастую человек не знает как он мыслит, а машина может посмотреть на ситуацию с разных сторон и дать подробную аналитику и варианты различных исходов.

В любом случае все это творение рук человека и мы должны быть готовыми обучать наших школьников и студентов к ответственности.

Ведь если мы научили какой-то инструмент какому-то действию, надо понимать, что это всего лишь инструмент. Он может быть использован в мирных целях, а может — с какими-то не очень хорошими намерениями. Соответственно Intel, как находящийся внутри всех этих изменений, порождающих большое количество изменений, в рамках программ социальной ответственности и цифровой готовности, подготовила несколько инициатив:

  1. Искусственный интеллект для каждого
  2. Навыки для инноваций.

Ознакомиться с программами подробнее

Как большая корпорация, мы привыкли ставить для себя очень амбициозные цели реализации в рамках программы социальной ответственности. До 2030 года мы намереваемся эти программы запустить и масштабировать как минимум в 30 государствах, подключить к этим программам 30000 учреждений, учебных и образовательных в первую очередь, и обучить более 30 миллионов человек.

Я очень рад, что Россия вместе с нашими партнерами локально хорошо восприняли наши инициативы и тоже включилась в этот процесс. По большому счету, здесь вполне понятные школьникам цели и задачи. Искусственный интеллект — это не магия, а конкретные инструменты, основанные на математике, на большом количестве данных, которые обрабатываются и систематизируются. Эти инструменты доступны уже сейчас.

Промышленные — это уже системы с применением технологий искусственного интеллекта, которые требуют более серьезной технической подготовки и погружение в программирование. Реально понимать инструментарий, алгоритм можно и в Excel, и наша задача провести там демистификацию и демократизацию доступа к этим навыкам и инструментам для того, чтобы, на уровне школьников, наши студенты могли понять, попробовать, пройти такой режим самотестирования, и понять, насколько это интересно, и насколько интересно связать с этим свою жизнь.

Хотя, с моей точки зрения, искусственный интеллект уже внедрен большими корпорациями и сервисами снаружи, и все больше и больше начинает использоваться в повседневной деятельности каждого человека.

Вторая программа — более молодая. Она была запущена в 2020 — 2021 годах — это навыки для инноваций. Можно сказать, что это более легкая программа для того, чтобы можно было применять в кросспредметном взаимодействии: применять технологические навыки вместе с предметными, начинать учиться, работать в больших командах

Ознакомиться с программой "Skills for innovation"

Когда есть школьник, глубоко понимающий биологические процессы. И у него в команде тот, который больше увлекается программированием. Соответственно, здесь мы стараемся включать основные слои и развитие социально- эмоциональных навыков, структурное мышление и подключение технологических навыков — это не так сложно.

У нас прошла очень большая работа по обучению наших тренеров и учителей по нескольким кейсам программы “Навыки для инноваций”. Они были апробированы летом в школьных лагерях, где, в такой, достаточно легкой, игровой манере, в системе с неглубоким погружением на 32, 36, 72, 144 часа, ребята сделали достаточно интересные проекты.

Понятно, что наш подготовленный кейс — это всего лишь некие шаблоны, на которых можно потренироваться, и дальше уже преподаватель имеет возможность адаптировать под конкретную ситуацию.

Программа “Искусственный интеллект для каждого” внедряется в 10 странах, в том числе и России.

Я могу сказать, что мы для себя локально в российском обществе, вместе с нашими партнерами поставили челлендж-цель. И если где-то в пилотном режиме эти программы внедряются частично, то мы, конечно, взяли программу полностью, локализовали ее и стараемся внедрять полное погружение от начальных навыков, до подготовки конкретного проекта и внедрение его хотя бы в своем окружении, внутри школы. Навыки без практики остаются просто теоретическими навыками.

Необходимо пробовать, что-то делать, собственно, своими руками. Программа “Навыки для инноваций”, как я уже сказал, более молодая. Она тестируется всего в 5-6 странах, и мы здесь занимаем такую позицию пионеров. Поэтому, здесь интересно наблюдать, как это все воспринимается нашей общественностью.

И очень важно рассказывать, показывать и масштабировать эти кейсы не только внутри России, но и делиться этим опытом в международном сообществе. Здесь мы тоже видим важную роль intel для того, чтобы такие сообщества формировать как на Российской территории, так и на мировом масштабе.

В разных странах присутствуют инициативные группы пилотирования — им есть уже чем поделиться. Как показывает практика, с учетом локальной специфики, это все работает примерно одинаково. То есть это достаточно универсальные инструменты, которые можно использовать.

Очень рады, что, больше года назад компания “Мобильное Электронное Образование” стала одной из первых, кто подхватил нашу идею и приняла участие в нашей программе, фактически, как инструмент дистанционного обучения, с точки зрения масштабирования. Так как необходимо подготовить, прежде всего, учителей, для того, чтобы они могли применять эти инструменты у себя.

И на текущий момент мы в партнерских отношениях с “Мобильным Электронным Образованием” и параллельно у нас появляется некий центр компетенции на базе высших учебных заведений, так как это те точки, где можно обучить студентов — будущих преподавателей.

Там же, в регионах можно проводить face-to-face, повышение квалификации учителей этого региона, что тоже очень важно. Уже около 30 площадок участников, около 300 мастер-тренеров и большая вариативность выбора моделей применения:

  • можно внедрять в регулярное образование
  • можно организовывать внеурочную учебную деятельность, как пример те же самые летние лагеря.


Ну и в планах продолжать двигаться, ускоряться и масштабироваться по обеим программам.

Большое спасибо Мобильному Электронному Образованию, что Вы с нами! Спасибо за внимание!


  • Посмотреть записи конференций и получить презентации спикеров
  • Ознакомиться с программой "Искусственный интеллект для каждого"
  • Ознакомиться с программой "Навыки для инноваций"
Другие новости
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет