Северные народы получат «кочевое образование»

7 декабря 2022 г.
В случае принятия законопроекта будут созданы условия для подготовки к школе и обучению в 1-4 классах детей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В российское законодательство предложено включить понятие «кочевое образование». В Госдуму внесен соответствующий законопроект. В случае его принятия будут созданы условия для подготовки к школе и обучению в 1-4 классах детей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Дети будут учиться там, где живут и ведут хозяйство их семьи.

Предложенные поправки в закон об образовании подразумевают, что к кочевым школам будут предъявляться более мягкие требования, чем к обычным. Учебные заведения могут находиться не в стационарных зданиях с пониженными требованиями к санитарным нормам. Кочевое образование дороже традиционного. Требуется специальное оборудование, а группы и классы небольшие.

Обучение кочевым методом организовано в семи российских регионах: Чукотском, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, в Амурской области и Красноярском крае, в Якутии и Республике Коми. В Арктической зоне России круглый год кочуют 4676 семей. Это более 6,5 тысяч детей — 2,2 тысячи детсадовцев и 4,3 тысячи школьников.

Перевести этих детей на семейное обучение невозможно, так как родители много заняты ведением хозяйства и у них нет педагогических навыков. Дистант в стойбищах и этнических деревнях тоже затруднителен из-за удаленности и неустойчивой связи. А уроки в кочевых школах ведут профессиональные учителя.

Готовые онлайн-занятия для дошкольников

МЭО Детский сад — это системно организованные онлайн-курсы для детей от 3 до 7 лет, которые содержат увлекательные и развивающие упражнения, задания и игры, а также методическую поддержку для педагогов.

Пилотной площадкой для внедрения кочевой формы образования 10 лет назад стал Ямал, где наибольшее число кочевников в стране — 10,5 тысяч человек. Там крупнейшее в мире оленье стадо — 630 тысяч голов. 3,5 тысячи учеников весь учебный год находятся на полном гособеспечении в 26 школах-интернатах. Дети постарше переносят 9-месячную разлуку относительно легко, но ученики начальной школы испытывают тяжелое эмоциональное потрясение.

В рамках проекта организации кочевых школ педагоги круглый год переезжают с оленеводами, ставят чумы и занимаются с детьми из 2-3 родственных семей. Ученики в полустационарном помещении осваивают чтение, письмо, математику, русский язык. Учителя работают вахтовыми сменами по 2-3 недели. Учебный год заканчивается в апреле, потому что оленеводы начинают перебираться на летние пастбища. Наверстывать упущенное школьникам приходится во время летних каникул.

В Югре выбрали другую модель. Там в родовых угодьях организовали IT-стойбища. Это точки, где устанавливают спутниковое оборудование для доступа в интернет. Каждая рассчитана на несколько семей: тундровики приезжают, чтобы воспользоваться порталом госуслуг, пообщаться в соцсетях, продать грибы, орехи и мясо на электронных площадках. Там же можно и удаленно поучиться. Но в IT-стойбищах не проводятся полноценные уроки. Как правило, в них получают задания и потом отправляют контрольные работы.

Югра находится южнее, поэтому там легче организовать онлайн-образование. Коренное население кочует реже и на меньшие расстояния. В тундре интернет во многих местах отсутствует. Весь Крайний Север покрывает только одна спутниковая система — американская.

У кочевых школ и детских садов есть и сторонники, и критики. Антропологи утверждают, что невозможно полноценно вести уроки в стойбище. Там оленеводы после долгого перегона могут лечь спать под утро, освещение и отопление зимой не как в стационарном кабинете. Организаторы ямальского эксперимента полагают, что кочевая школа нужна только для предшкольной подготовки и начального образования. Это позволит быстро адаптироваться в школе-интернате. Но в средних и старших классах обучение возможно только в стационарных условиях.

Специфика Крайнего Севера делает неизбежным активное внедрение цифровых технологий в обучении. В любом случае там будет расширяться охват российским интернетом и соответственно будет нарастать использование образовательных платформ. Цифровая образовательная среда «МЭО Школа» уже внедряется по всей стране, в том числе в самых отдаленных регионах. 

Другие новости
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33