Литература 10 класс. Методические рекомендации МЭО

25 ноября 2022 г.
Сверхзадача праздника — осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края.

Цель: развитие устойчивой потребности в общении с литературой.

Задачи: формирование российской гражданской идентичности обучающихся:

  1. Обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  2. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  3. Стремление к речевому самосовершенствованию;
  4. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Возрастные ограничения: от 6 до 18 лет

Соответствие требованиям инклюзивности: Не применимо

Оптимальное время использования ЦОК в программе: ЦОК возможно использовать в любое время летней оздоровительной кампании для приобщения обучающихся к базовым ценностям, в том числе для организации мероприятий приуроченных к 6 июня (День русского языка).

Рекомендуемая длительность мероприятия: 1 час

Рекомендуемая форма организации деятельности: Массовая

Оптимальное количество организаторов и участников мероприятия/события: Воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования, учащиеся от 20 до 50 человек.

Оптимальные приемы и методы реализации: Квест, КТД (коллективное творческое дело), МТМ (массовое творческое мероприятие), развлекательно-интерактивный досуг, челлендж — на выбор организаторов и обучающихся.

Возможность включения других ЦОК в план одного мероприятия/ события:

  1. Литература 9 класс. Занятие 9. А. С. Пушкин. Интернет-урок 1. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Ссылка
  2. Литература 9 класс. Интернет-урок 2. А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»). Ссылка
  3. Литература 9 класс. Интернет-урок 3. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта («На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...»). Ссылка
  4. Литература 9 класс. Интернет-урок 4. А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Из Пиндемонти»). Ссылка
  5. Литература 9 класс. Интернет-урок 5. Философская лирика Пушкина («Бесы», «Два чувства дивно близки нам...» и другие стихотворения). Ссылка
  6. Литература 9 класс. Интернет-урок 6. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: самооценка творчества в стихотворении. Ссылка

Рекомендации для организатора: При организации коллективного творческого дела (далее – КТД) педагогу важно обратить внимание на этапы осуществления интерактивного события:

  1. постановка проблемных вопросов в соответствии с тематикой праздника;
  2. включение всех детей в деятельность, на основе следующих задач: найти, узнать, договориться, поиск информации и работа в микрогруппах;
  3. проекция индивидуальных способностей на деятельность;
  4. подведение итогов, анализ успеха, соизмерение поставленных задач с результатами, награждение.

В данном примере познавательного интерактивного КТД на первый план выступает развитие у школьников гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Для формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира возможно выбрать одну из следующих форм КТД: КВИЗ, интеллектуальная карусель, пресс-бой, аукцион идей и др.

При составлении сценария КТД в формате КВИЗа по данной теме необходимо отобрать следующий контент в МЭО:

  • Ключевой вопрос;
  • Вопрос для обсуждения;
  • Выполни вместе с друзьями;
  • Задания с открытым ответом;
  • Это интересно;
  • Клуб знатоков;
  • Веселая переменка;
  • Составьте синквейны и др.

Желательно продумать систему заданий КВИЗа, основываясь на задачах данного события, систему наград и прозрачного рейтинга, который будет способствовать формированию критического мышления.

Основу КВИЗа составляют вопросы, к их выбору надо отнестись тщательно: слишком простые или сложные вопросы не смогут привлечь внимание игроков.

Стоит определиться и с предлагаемыми темами, особенно хорошо будет, если они совпадут с интересами и увлечениями участников. После подбора вопросов нужно продумать ход игры: будет ли соревнование командным или индивидуальным, кому будет принадлежать право выбора вопросов (или его темы) — игрокам или ведущему. Сложность вопросов может быть одинаковой по ходу игры, или меняться. В таком случае, награда за ответ на более сложный вопрос должна быть увеличена.

Дети очень легко включаются в деятельность, если КТД начинается с творческой заставки, это может быть небольшая сценка от вожатых, прочитанные стихи, подобранная по случаю музыка и т.д. Задание может быть сформулировано в самой заставке или после нее, но главное, чтобы оно прозвучало четко. Дальше идет деление на группы, если необходимо. Нужно следить, чтобы группы были примерно равносильными и при каждом деле состав их менялся.

Выполнение задания: если КТД индивидуальное, нужно обеспечить, чтобы у каждого участника были необходимые материалы, доступ в МЭО.

Технологичность КТД обеспечивается социально-педагогическими методами, характер которых предполагает взаимодействие: обсуждение проблем, импровизация. Но в КТД работают и другие механизмы, и прежде всего включение участников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающие чрезвычайно значимое для подростка чувства коллективного и индивидуального
авторства.

После завершения игры не забудьте провести подсчет очков и наградить победителей и призеров.

Если проводится серия соревнований, то можно составить рейтинг, включив туда команды и отсортировав, например, по сумме очков, набранных в играх. Если игра командная, то можно дополнительно отметить особо результативных игроков, включив их в отдельный рейтинг. Не поленитесь потратить время, чтобы определиться, как надо провести КВИЗ, и интерес и активное участие игроков будет вам наградой.

Ведущему необходимо продумать систему призов, наград — это могут быть авторские бейджи, сертификаты, грамоты, созданные в canva.com.

Важным условием соблюдения и организации интерактивного обучения является использование разных мультимедиа ресурсов и приложений МЭО.

Требуемое оборудование и материально-техническое оснащение:

  • Миним. требования: наличие Интернета, ПК (ноутбук) для использования ЦОС МЭО вожатыми, воспитателями, обучающимися для: отбора материалов к мероприятию (раздаточный материал), организации групповой работы воспитанниками отряда с раздаточным материалом, работы с ЦОС МЭО вне лагеря в формате Перевернутого класса на основе квестовой технологии.
  • Максим. требования: ПК, (ноутбук), проектор, экран (интерактивная доска, ТВ панель), белая маркерная доска, принтер, канцелярские принадлежности (маркеры, фломастеры), стикеры.


Перечень учебных материалов

Наименование учебного материала Краткое описание Ссылка
Занятие 1. Русская литература ХIХ века в
контексте мировой культуры./ Интернет-урок 2.
Из литературы первой половины XIX века.
А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь.
Рубрика «Вспоминаем», «Задания с открытым ответом»,
«В практической плоскости», «Тренируемся»
Ссылка
Занятие 2. Становление реализма как художественного
направления в европейской литературе XIX века./
Интернет-урок 3. Вклад русской литературы второй
половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры
Рубрика «Задания с открытым ответом», «В фокусе история»,
«В практической плоскости»
Ссылка
Занятие 13. Лев Николаевич Толстой./
Интернет-урок 1. Л.Н. Толстой: судьба и творчество.
Политические и философские взгляды Л.Н. Толстого.
«Война и мир» — вершина творчества Л.Н. Толстого.
Рубрика «Задания с открытым ответом», «Это интересно»,
«В фокусе история», «Вспоминаем»
Ссылка
Скачать PDF Методическую рекомендацию: «Литература 10 класс»
Литература 10 класс Для просмотра файла войдите на сайт.
227.05 КБ
Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33