Составляем программу воспитания на год по ФГОС

7 марта 2023 г.
Рабочая программа воспитания в школе – неотъемлемая часть основных программ образования, утвержденных на обозначенный период времени. В статье подробнее рассмотрим, из чего состоит актуализированная программа воспитания школы на 2022-2023 учебный год по ФГОС.

Программа воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по ФГОС. Общая информация

Нормативно-правовой базой при разработке рабочей программы воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по ФГОС являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) и План мероприятий по ее реализации в 2021-2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р);
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года № 400);
  • ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287) и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413).

Этот обязательный документ необходим для планирования и организации системной воспитательной работы. Он разрабатывается и утверждается школой, но при участии коллегиальных органов управления, в том числе советов обучающихся и советов родителей (законных представителей). Программа воспитания должна реализовываться в единстве урочной и внеурочной деятельности, которые осуществляются в сотрудничестве с семьей, социальными институтами воспитания, а также другими участниками образовательных отношений.

Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Важно: в ходе разработки или обновления рабочей программы воспитания в ее содержание (кроме целевого раздела) можно вносить изменения. Они будут зависеть от особенностей школы: ее организационно-правовой формы, контингента обучающихся и их родителей (законных представителей); направленности самой образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных дисциплин и учитывающей особые образовательные потребности детей. Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания, а примерный календарный план воспитательной работы отражается в Приложении к основному документу.

Как составлять Программу

Сначала проводится педагогический совет. Обычно на нем обсуждают обновленную стратегию воспитательной работы, ее разделы и содержание; проблемы и риски, с которыми может столкнуться школа при реализации программного курса; специфику обучения в региональных школах. В конце мероприятия следует оформить проект решения педсовета. Подготовкой рабочей программы воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по новым ФГОС, а также календарным планом занимается рабочая группа. В ее состав (он утверждается приказом), как правило, входят заместитель директора по воспитательной работе, методист, преподаватели, социальный педагог и педагог-психолог.

Помните, текст примерной программы воспитания является своего рода конструктором, он позволяет скорректировать содержание основных разделов по своему усмотрению. Поэтому из документа разрешено убирать неактуальную для конкретного уровня образования информацию и добавлять то, что нужно именно вашей школе. Также допустимо копировать одинаковые разделы для каждого уровня образования.

В рабочую программу предмета, курса, учебного модуля, согласно ФГОС-2021, должны войти разделы:

  1. Содержание предмета/курса/учебного модуля. За основу здесь можете взять содержательный раздел примерной основной образовательной программы конкретного уровня образования. А еще — использовать описание из тех программ, которые предлагают авторы учебников (федеральный перечень);
  2. Планируемые результаты освоения предмета/курса/учебного модуля. В федеральных образовательных стандартах нет четких требований к этому разделу, главное — они должны быть разделены по группам: личностные, метапредметные и предметные результаты. Поэтому ориентируйтесь на школьное положение о рабочих программах.

Важно: разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне основного общего образования, если есть необходимость. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности детей (п. 41 ФГОС ООО).

  1. Тематическое планирование. Обязательно укажите в этом разделе количество академических часов, которое отводится на освоение каждой темы, а также возможность использования по этой теме электронных или цифровых образовательных ресурсов (они входят в учебно-методическую базу).

Форум «Цифровая трансформация образования: успешные педагоги — успешные практики, успешные дети — успешные взрослые»

Примите участие, чтобы:

  • поделиться опытом
  • вдохновиться и получить готовые идеи
  • познакомиться с цифровыми практиками

6 апреля 2023 | онлайн

Принять участие

Стандартное содержание программы воспитания

Если отталкиваться от текста примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, содержание документа будет следующее:

  1. Пояснительная записка;
  2. Целевой раздел. Его допустимо разбить на подпункты, в которых будут прописаны цели и задачи воспитания, его направления, а также целевые ориентиры результатов воспитания детей;

В актуализированной программе воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по ФГОС на уровне основного и среднего общего образования целевыми ориентирами будут: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание; ценности научного познания; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.

  1. Содержательный раздел. Он включает в себя уклад школы (например, какие принципы и традиции легли в основу воспитательной работы); виды, формы и содержание воспитательной деятельности (можно прописать, что педагоги выстраивают свою работу в соответствии с принципами самоуправления, равноправия, законности, гласности и т.д.). Важно: в этом разделе модули «Курсы внеурочной деятельности», «Классное руководство», «Работа с родителями», «Школьный урок», «Профориентация» и «Самоуправление» являются обязательными;

    Для удобства включите таблицы планов внеурочной деятельности основного и среднего общего образования на указанный период. К примеру, в блок «Разговоры о важном» войдет одноименный классный час, далее прописываете по классам количество часов, которое было отведено этой теме на учебной неделе.

  2. Организационный раздел. К нему относятся: кадровое обеспечение; нормативно-методическое обеспечение (например, Положение о совете обучающихся); требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями; система поощрения ребят (чтобы развивать у них активную жизненную позицию, инициативность и максимально вовлекать в совместную деятельность); анализ самого воспитательного процесса (здесь рассматриваются в основном принципы самоанализа воспитательной работы);
Приложение: календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год. Для просмотра файла войдите на сайт.
108.39 КБ
Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33