Составляем программу воспитания на год по ФГОС

19 июня 2023 г.
Рабочая программа воспитания в школе – неотъемлемая часть основных программ образования, утвержденных на обозначенный период времени. В статье подробнее рассмотрим, из чего состоит актуализированная программа воспитания школы на 2022-2023 учебный год по ФГОС.

Программа воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по ФГОС. Общая информация

Нормативно-правовой базой при разработке рабочей программы воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по ФГОС являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) и План мероприятий по ее реализации в 2021-2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р);
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года № 400);
  • ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287) и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413).

Этот обязательный документ необходим для планирования и организации системной воспитательной работы. Он разрабатывается и утверждается школой, но при участии коллегиальных органов управления, в том числе советов обучающихся и советов родителей (законных представителей). Программа воспитания должна реализовываться в единстве урочной и внеурочной деятельности, которые осуществляются в сотрудничестве с семьей, социальными институтами воспитания, а также другими участниками образовательных отношений.

Мы нашли для вас актуальные документы – скачайте файлы после прочтения.

Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Важно: в ходе разработки или обновления рабочей программы воспитания в ее содержание (кроме целевого раздела) можно вносить изменения. Они будут зависеть от особенностей школы: ее организационно-правовой формы, контингента обучающихся и их родителей (законных представителей); направленности самой образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных дисциплин и учитывающей особые образовательные потребности детей. Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания, а примерный календарный план воспитательной работы отражается в Приложении к основному документу.

Как составлять Программу

Сначала проводится педагогический совет. Обычно на нем обсуждают обновленную стратегию воспитательной работы, ее разделы и содержание; проблемы и риски, с которыми может столкнуться школа при реализации программного курса; специфику обучения в региональных школах. В конце мероприятия следует оформить проект решения педсовета. Подготовкой рабочей программы воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по новым ФГОС, а также календарным планом занимается рабочая группа. В ее состав (он утверждается приказом), как правило, входят заместитель директора по воспитательной работе, методист, преподаватели, социальный педагог и педагог-психолог.

Помните, текст примерной программы воспитания является своего рода конструктором, он позволяет скорректировать содержание основных разделов по своему усмотрению. Поэтому из документа разрешено убирать неактуальную для конкретного уровня образования информацию и добавлять то, что нужно именно вашей школе. Также допустимо копировать одинаковые разделы для каждого уровня образования.

В рабочую программу предмета, курса, учебного модуля, согласно ФГОС-2021, должны войти разделы:

  1. Содержание предмета/курса/учебного модуля. За основу здесь можете взять содержательный раздел примерной основной образовательной программы конкретного уровня образования. А еще — использовать описание из тех программ, которые предлагают авторы учебников (федеральный перечень);
  2. Планируемые результаты освоения предмета/курса/учебного модуля. В федеральных образовательных стандартах нет четких требований к этому разделу, главное — они должны быть разделены по группам: личностные, метапредметные и предметные результаты. Поэтому ориентируйтесь на школьное положение о рабочих программах.

Важно: разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне основного общего образования, если есть необходимость. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности детей (п. 41 ФГОС ООО).

  1. Тематическое планирование. Обязательно укажите в этом разделе количество академических часов, которое отводится на освоение каждой темы, а также возможность использования по этой теме электронных или цифровых образовательных ресурсов (они входят в учебно-методическую базу).
Скачайте материалы

Приложение: календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год.
108.39 КБ
Скачать
108.39 КБ

ФГОС ООО
7.26 МБ
Скачать
7.26 МБ

ФГОС НОО
3.21 МБ
Скачать
3.21 МБ

ФГОС СОО
5.28 МБ
Скачать
5.28 МБ

Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года
334.4 КБ
Скачать
334.4 КБ

Указ о Стратегии национальной безопасности РФ
4.17 МБ
Скачать
4.17 МБ

Стандартное содержание программы воспитания

Если отталкиваться от текста примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, содержание документа будет следующее:

  1. Пояснительная записка;
  2. Целевой раздел. Его допустимо разбить на подпункты, в которых будут прописаны цели и задачи воспитания, его направления, а также целевые ориентиры результатов воспитания детей;

В актуализированной программе воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по ФГОС на уровне основного и среднего общего образования целевыми ориентирами будут: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание; ценности научного познания; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.

  1. Содержательный раздел. Он включает в себя уклад школы (например, какие принципы и традиции легли в основу воспитательной работы); виды, формы и содержание воспитательной деятельности (можно прописать, что педагоги выстраивают свою работу в соответствии с принципами самоуправления, равноправия, законности, гласности и т.д.). Важно: в этом разделе модули «Курсы внеурочной деятельности», «Классное руководство», «Работа с родителями», «Школьный урок», «Профориентация» и «Самоуправление» являются обязательными;

    Для удобства включите таблицы планов внеурочной деятельности основного и среднего общего образования на указанный период. К примеру, в блок «Разговоры о важном» войдет одноименный классный час, далее прописываете по классам количество часов, которое было отведено этой теме на учебной неделе.

  2. Организационный раздел. К нему относятся: кадровое обеспечение; нормативно-методическое обеспечение (например, Положение о совете обучающихся); требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями; система поощрения ребят (чтобы развивать у них активную жизненную позицию, инициативность и максимально вовлекать в совместную деятельность); анализ самого воспитательного процесса (здесь рассматриваются в основном принципы самоанализа воспитательной работы);

Другие статьи
Всероссийская лига педагогов 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33
Для доступа к материалу
требуется авторизация
Войти или зарегистрироваться
Дополните свой аккаунт
Перейти в личный кабинет