Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.
ФГОС 3 поколения отличаются от предыдущих, прежде всего, конкретизацией: для каждого предмета школьной программы были сформулированы четкие требования. Раньше акцент делался на получении фундаментальных знаний, теперь же сместился на их пользу для жизни. Не «что учить», а «для чего учить, и как применить это в жизни». Особое внимание в новых ФГОС 3-го поколения было уделено личностному развитию школьников, их духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Виды ФГОС:
ФГОС обновляются, как правило, раз в десять лет. Всего в нашей стране было несколько таких волн. Первые стандарты в образовании появились в 2004 году и были нацелены в основном на усвоение базовой программы без каких-либо «личностных нюансов». Вторая волна, которая началась в 2009 году, предполагала уже развитие универсальных учебных действий. Основой УУД являются:
Кроме того, было уделено повышенное внимание проектной, внеурочной деятельности и здоровому образу жизни.
ФГОС третьего поколения окончательно внедрили в учебные программы образовательных учреждений только к сентябрю 2021 года, потом их просто дополнили. В стандартах образования 2021-2022 года заговорили уже о важности гибких навыков (упор сделан на метапредметные и личностные результаты). Также было обозначено, какие темы должны усвоить ребята в определенный год обучения. А вот содержание этих тем лучше не менять, хотя раньше такая возможность допускалась. Без внимания не осталась и программа воспитания: отредактированные ФГОС определили ее базовое содержание, а еще — уточнили задачи и условия реализации программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
В процессе разработки новых ФГОС учитывались психологические особенности детей каждой возрастной категории (чтобы программа не была перегружена). Именно поэтому максимальное количество часов аудиторной нагрузки решили снизить: для начальной школы — до 3 190 часов, для средней — до 5 549 часов. Обновления коснулись и внеурочной деятельности в начальной школе: 1 320 часов за четыре года обучения (это максимум).
Примите участие, чтобы:
6 апреля 2023 | онлайн
В состав государственных гарантий качества основного общего образования включили понятие «функциональная грамотность». Это решение учебных задач и жизненных ситуаций с помощью приобретенных в школе знаний и навыков. Современный ученик теперь должен понимать, для чего ему нужна учеба, и как следует использовать новый опыт на практике.
Еще одним важным требованием к основной образовательной программе начального общего и основного общего образования стала вариативность их содержания. Это значит, что школам дали возможность самим разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы с учетом потребностей обучающихся (например, углубленное изучение отдельных дисциплин). Второй иностранный язык в новой редакции образовательного стандарта ФГОС-3 перестал быть обязательным.
С лета 2022 года не все учебники, которые используются на уроках, обязательно должны быть печатными. Учащиеся начальной школы должны получить учебники в бумажном варианте по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение и иностранный язык. Для учеников основной школы остаются: русский язык, математика, химия, биология, литература, история, география, обществознание, информатика и иностранный язык. Относительно других дисциплин школа сама решает, какие учебники выдавать: электронные или печатные.
Основы духовно-нравственной культуры народов России, согласно ФГОС 3-го поколения, добавлены в учебный план каждой школы. Предмет будет вводиться постепенно с 2023 года. Родители и дети уже не смогут выбрать курсы в рамках этой сферы — содержание и результаты жестко закреплены в методической документации Минпросвещения.
Школьная программа старшеклассников делает упор на патриотическом воспитании ребят, их уважении к Родине и готовности служить своей стране, защищать ее. Также в новой редакции ФГОС прописаны метапредметные результаты учеников. Среди них:
Чтобы учебный план превратился в профильный, в него нужно включить от 13 предметов (не меньше): литература, ОБЖ, русский язык, математика, химия, физика, информатика, иностранный язык, география, физкультура, обществознание, биология, история. Причем минимум два из них придется изучать на углубленном уровне. ФГОС 2022 года выделяет пять профильных направлений: гуманитарный, социально-экономический, естественно-научный, технологический и универсальный.
Кроме того, в образовательной программе теперь прописаны конкретные литературные произведения, формулы, теории, навыки и т.д. — четкие количественные и содержательные параметры результатов по каждой дисциплине.